Количественные и качественные методы прогнозирования
Прогнозирование — это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения.
Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта.
На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения.
Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве. Большинство принимаемых предпринимателями решений относятся к будущим событиям, которые невозможно контролировать сегодня. Однако их оценка и предсказание необходимы для перспективного планирования бизнеса. При прогнозировании используются как накопленный опыт прошлого, так и текущие допущения относительно развития событий в будущем. Методы прогнозирования бывают количественные и качественные.
Прогнозы в маркетинге различаются по срокам предсказания:
a. оперативный (месяц, квартал, полугодие)
b. краткосрочный (до года)
c. среднесрочный (до 3-5 лет)
d. долгосрочный (более 5 лет)
Количественные методы прогнозирования основываются на том, что тенденция развития событий в будущем связана с развитием ситуации в прошлом:
1. метод экстраполяции (анализ временных рядов, трендов), при котором тенденции прошлого продлеваются в будущее развитие ситуации. Такой метод используется для оценки спроса на товары, объема сбыта, сезонности и др. Применение этого метода возможно лишь в ситуации, когда рыночная ситуация не изменяется слишком быстрыми темпами.
2. анализ корреляций, рассматривающий зависимость между различными рассматриваемыми факторами и другими переменными. Метод используется для рассмотрения влияния нескольких переменных на прогнозируемый параметр. Применение такого метода является достаточно сложным и дорогостоящим, однако в упрощенном виде его можно использовать и для практического бизнеса.
3. нормативный метод, базирующийся на оценке потребления товара в будущем в соответствии с его рациональными или нормативными уровнями. Здесь учитываются факторы изменения размера и состава целевого рынка.
Качественные методы прогнозирования используются при недостатке исходной информации, либо сложности ее применения и основываются на мнении экспертов:
1. оценки сбытовиков, работающих с потребителями и знающих их реакцию и поведение на рынке
2. оценка ожидания потребителей, основанной на результатах опроса клиентов компании в отношении их потребностей в будущем
3. метод экспертных оценок (метод «Дельфи»), представляющий анализ мнений специалистов из различных, но связанных областей деятельности. После заполнения анкет и ознакомления с мнением других экспертов специалисты делают новые оценки. Процедура может повторяться несколько раз для получения единого мнения по рассматриваемому вопросу.
31.В чем состоят различия понятий «производительность» и «эффективность»? Какое из них вы считаете приоритетным? Имеет ли организация возможность добиться повышения производительности и эффективности одновременно?
Показатель производительности труда не отражает всего спектра продуктивности и результативности труда, в частности он не учитывает качество труда и, кроме того, необходимость рационального использования трудовых ресурсов. Близким по значению к понятию "производительность труда", но более широким по содержанию является понятие "эффективность труда", которое я считаю приоритетным в деятельности предприятия. Эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах. Эффективность труда в отличие от производительности труда выражает не только количественные, но и качественные результаты труда. Другим важным достоинством показателя эффективности труда является отражение в нем экономии трудовых ресурсов.
Эффективность труда будет тем выше, чем выше производительность труда и чем меньше затраты труда при необходимом качестве работы. Для предпринимателя важно не только то, каким был уровень выработки работника в единицу времени, но и то, какими трудовыми затратами это было обеспечено. Трудовые затраты измеряются численностью работников и затратами на оплату труда. И то, и другое может измеряться временем работы. Поэтому при анализе эффективность труда рассматривается как затраты труда в единицу времени, но не просто времени, а с учетом его структуры.
Таким образом, эффективность труда характеризует уровень использования трудовых ресурсов с учетом выработки, затраченного времени и качества работы, а также затрат труда в расчете на одного работника. Эффективность труда характеризует баланс социальной и экономической эффективности через призму трудовых отношений на основе принципа экономного расходования рабочей силы.
Дополнительными частными показателями эффективности труда могут быть:
• производительность труда и ее изменения;
• доля изменения выработки за счет изменения интенсивного показателя — производительности труда;
• качество работы;
• квалификация работника;
• затраты живого труда на полученную прибыль;
• экономия живого труда;
• экономия средств на заработную плату;
• рациональное использование рабочего времени.
Я считаю, что возможно добиться повышения и продуктивности и эффективности производства, т.к. это сочетание и приносит успех предприятию.
Допустим, что вы способный трудолюбивый менеджер низшего уровня, который очень хочет подняться по служебной лестнице. У вас высокие оценки за технические навыки, но низкие оценки за навыки взаимоотношений с людьми.
Умение общаться с людьми — условие успешного руководства. Я считаю, что основными причинами плохой коммуникации обычно являются — недостаточное понимание важности общения; неправильная установка сознания (скажем, безразличие); плохое построение самого сообщения; слабая память; неудачное формирование средств обратной связи. Умение общаться — это один из признаков общей культуры человечества. Почти все трудности, возникающие у граждан, порождены именно неумением общаться. Общение — это деятельность, которой нужно обучаться. Я считаю, что существует ряд моментов, которые просто необходимо привлечь во внимание. Во первых, для успешного общения с любым человеком необходимо и достаточно найти общую тему. Второй не менее важный момент: любое общение обязательно подразумевает умение задавать вопросы и умение на них отвечать. Третье. И, на мой взгляд, самое важное – это умение слушать и главное слышать собеседника.
33. Обсудите, как изменились за последние 10 лет организации и рабочие места. Как вы думаете, что изменится в следующие 10 лет? Как эти перемены могут повлиять на работу менеджера и те навыки, которые требуются ему для успешной работы?
За последние 10 лет и организации, и рабочие места перетерпели очень большие изменения. Они коснулись как метода управления, так и технического оснащения, автоматизации. НТП коснулся каждого кабинета, каждой организации. Если в 2001-2002 гг. у нас были огромные компьютеры с «черепашьей скоростью», то сейчас офисы оснащены компьютерами последних моделей, суперскоростных, офисной техникой, всяческими видеопроекторами. И в будущем эта тенденция внедрения ноу-хау, совершенствования будет продолжаться. Человечество не стоит на одном месте и вместе с ним движутся все аспекты его жизни. Рабочее место - не исключение. Я считаю, что через 10 лет все процессы производства и обслуживания будут автоматизированы и менеджеру, шагающему в ногу со временем, будет мало тех качеств, которые достаточно иметь сейчас. Он должен стать более коммуникабельным, быть на «ты» с техникой и уметь четко ставить задачи, цели организации.
34.Основываясь на собственном опыте учебы, опишите некоторые применения принципов научного менеджмента и бюрократии. Как вы думаете, эти характеристики будут присутствовать в организациях вечно?
Принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Эти принципы — отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента — оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Из этого основного принципа вытекают и другие:
• принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;
• принцип научной обоснованности управления означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;
• принцип плановости означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
• принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);
• принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.
35.В организациях все активнее внедряются новые технологии. Что, по вашему мнению, является приоритетным: управление человеческими ресурсами организации или управление технологиями?
Я считаю что в организациях важно и то и это. Конечно же организации не должны быть переполненными технологиями т.к это грозит огромной безработицей, но и обойтись без технологий в наше время тоже нельзя. На фабриках например «бахус» или «Фуд мастер» используются различные технологии по распределению продукта, хотя если бы этим занимались люди, было бы куда полезнее для нашей экономики. Предприниматели используют данные технологии потому что это очень выгодно для предприятия. Покупая за большую цену автомат, не нужно будет платить заработную плату служащим, что гораздо дешевле обойдется в будущем и конечно же автомат сделает эту работу очень качественно нежели люди. Потому что на людей можно легко оказать влияние которое может ухудшить работу в организации так например, состояние здоровья, климатические условия, неудовлетворение соц.потребностей и др. человеческие факторы.
Хотя каждым станком должен управлять или хотя бы следить человек. А если робот полностью заменит человека на данном участке производства и выступит как контролер и как работник, то это опасно для человека. Понятно что будет несколько людей контролирующих работу роботов. Ведь даже автоматизация и конвеер уже сокращает число людей, а наличие человеко-роботов еще в разы сократит людей.
Я считаю что, вкладывая деньги в технологии нужно вкладывать именно мед.технологии чтобы обеспечить наших граждан хорошим мед.обслуживанием таким образом можно «убить двух зайцев». На фабриках нужно использовать чел.труд по-моему мнению, пусть это невыгодно для предпринимателей зато важно для многих людей нашей страны.
36.Почему хоторнские исследования стали поворотным пунктом в истории менеджмента, при том что сегодня выводы проводивших их ученых считаются ошибочными?
Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Программа социальной части эксперимента включала исследование влияния условий работы, форм оплаты и организации труда на производительность работников. Было сформировано несколько контрольных и экспериментальных групп на уровне первичных коллективов (бригад и участков), в которых фиксировались все изменения трудового поведения работников по мере изменения условий их деятельности. В ходе эксперимента активно использовались методы наблюдения. В одной из групп в результате улучшений условий труда (введение специальных льгот, медицинские осмотры, бесплатные завтраки, консультации с работниками по поводу устанавливаемых норм, формирование состава коллектива с учетом интересов его членов и т. д.) и гуманизации отношений организаторам за два с половиной года удалось добиться повышения производительности труда до 40%. При этом после отмены льгот полученный прирост практически сохранился. Несмотря на неоднозначность полученных в ходе экспериментов результатов был сделан вывод о том, что наиболее перспективными направлениями в повышении эффективности производства являются формирование отношений коллективизма, гуманизация организационных отношений, удовлетворение социальных потребностей работников, отказ от принципов организации труда, предложенных классической школой. Были также выдвинуты альтернативные принципы организации трудовой деятельности. В современной организационно-управленческой литературе часто ставятся под сомнение чистота Хоторнских экспериментов и правомерность многих выводов, сделанных на его основе. Среди наиболее очевидных просчетов выделяется феномен, получивший позже название "хоторнский эффект" - эффект присутствия экспериментаторов, побуждающих работников к изменению поведения. Наиболее интересными и не подлежащими сомнению итогами Хоторнских экспериментов, способствующими развитию теории и практики управления, стали открытие и осмысление феноменов самоорганизации и саморегуляции, неформальных отношений и неформального лидерства в организационных системах, коллективизма, роли малой группы как инстанции, способной осуществлять контроль за поведением и деятельностью работников, устанавливающей нормы и использующей санкции за отклонение от них, а также расширение представлений о природе и механизмах трудовой мотивации, основательная критика "машинной модели" организации, модели "экономического человека". Таким образом, основным выводом хоторнских исследований явилось осознание новых менеджерских качеств. Они были исключительно важными для управления человеческими ситуациями: в первую очередь - это умение понимать поведение работников, и во-вторых - это умение советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми. Технических навыков оказывается недостаточно для руководства людьми.
37.Что бы вы могли сделать как студент – в классе и за его пределами – для подготовки к тому, чтобы стать более эффективным менеджером во все более глобальной деловой среде?
Концепция эффективного менеджмента
Хотя есть много разнообразных видов бизнеса, основные принципы эффективного менеджмента применимы в 90% случаев. Различия в менеджерской практике заключаются главным образом в применении этих принципов.
Эффективный менеджмент не относится только к бизнесу. Менеджмент – это специфический орган всех организаций. Его основные функции:
1. управлять бизнесом
2. быть лидером для других менеджеров и сотрудников
3. управлять процессами и работами.
Задача менеджера по отношению к людям – быть лидером. Цель менеджера – сделать продуктивными специфические знания и сильные стороны каждого человека.
Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:
♦ к ситуации;
♦ способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;
♦ типу руководства непосредственного начальника;
♦ традициям, сложившимся в данной организации;
♦ характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.
В наше время ни одно организация не обходится без менеджера. Эта статья расскажет о том, какими качествами должен обладать настоящий менеджер.
Менеджер - центральная фигура в любой организации. Для того, что бы добиться успеха, очень важны такие показатели как высокое качество продукции, правильное вложение капитала, хорошие навыки рабочих и другое. Но если у организации плохой менеджер, то все это его не спасет. Труд менеджера заключается в умении ставить цели, планировать деятельность, организовывать правильный ход работы, проверять, как идет работа и другое.
Конечно, труд менеджера так же носит и творческий характер.
Во всех странах менеджер воспринимается как инновационный руководитель. Ну а для этого он должен разбираться в закономерностях и правилах рыночной экономики, современный менеджмент, формы мотивации и так далее.
Очень важно, что бы менеджер умел мыслить не так, как все, то есть, нестандартно. Так же находить решения в условиях высокой степени риска, осуществлять исследования внешней среды, делать прогноз развития предприятия.
Так же менеджер должен обладать такими личными качествами, как: широкий кругозор, творческий подход к своим обязанностям, инициативность, уверенность в себе, способность к самосовершенствованию, ответственность, способность влиять на людей и прочее.
Менеджер должен руководствоваться общепринятыми нормами этики. А именно, он не должен использовать методы частной конкуренции, не использовать грязные деньги, не манипулировать сотрудниками, выполнять свои обещания, быть требовательным, но не оскорблять людей, проявлять хорошие манеры.
Еще менеджер должен иметь способность для того, чтобы управлять собой, постоянно стремиться к личному росту, иметь упорство в решении проблемы, влиять на окружающих.
В современном мире требования к менеджеру очень быстро растут. От него требуется все больше и больше. Поэтому только сильный и амбициозный человек может добиться успеха в карьере менеджера.
38.В современной литературе по менеджменту часто утверждается, что потребители являются самым главным элементом внешней среды. Согласны ли вы с этим? Возможны ли ситуации, при которых данное утверждение окажется ошибочным?
Я согласна с тем, что потребители являются главным элементом внешней среды предприятия. Они оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия. Потребители относятся к факторам прямого воздействия на предприятие. Каждое предприятие всегда делает анализ своих потребителей, учитывая их географическое месторасположение, демографические характеристики, такие, как возраст,
образование, сфера деятельности; социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки; отношение покупателя к продукту, отражающие то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт. Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую оказывается значительным. Но во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Можно сказать, что бывают такие случаи, когда не только потребители являются важным элементом внешней среды фирмы.
39.Можно ли считать социально ответственным поведением осуществление организациями политических действий или объединение в отраслевую ассоциацию с целью оказания давления на правительство?
Я считаю, что можно. Порой правительство не слышит свой народ и люди, сидящие там наверху, забывают, что они ответственны за благополучие страны. В этих целях обычные люди воссоединяются в различные политические организации, оппозиционные партии или другие ассоциации, чтобы сказать правительству от имени всей нации, чем народ не доволен. Правительство должно следовать за своим народом, слышать его. Ведь благосостояние народа – лицо государства.
Социально ответственное поведение представляет собой долгосрочную стратегию повышения социальной мотивированности в определении способов, результатов управленческой деятельности, и реализацию программы совместного участия в осуществлении стратегических социальных
проектов. Социальный аудит имеет для роста социально ответственного поведения рамочный характер.
Выработанные критерии социально ответственного поведения могут удовлетворять внутренним потребностям организации, но не восприниматься как таковые на уровне принятия макросистемных социальных решений или при согласовании интересов субъектов управления.
Социально ответственное поведение связано не столько с самой процедурой социального аудита, сколько с изменениями характера экономической деятельности и системы управления.
40.Один известный топ-менеджер сказал: «Главная обязанность компании – это обеспечение своей прибыльности. Неприбыльные предприятия не могут позволить себе быть социально ответственными». Согласны ли вы с этим заявлением?
Да, я согласна с тем, что неприбыльные предприятия не могут позволить себе быть социально ответственными, так как социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в которой она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и откликаться на проблемы социальных обществ. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде. Проведением мероприятий по социальной ответственности занимаются не только крупные, но и мелкие предприятия. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают организации достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу. Для того, чтобы быть социально ответственным предприятием нужны средства для его осуществления.