Общий обзор международных договоров о правах человека
Во-первых, это договоры, закрепляющие сотрудничество в сфере установления основных прав и свобод человека. В 1966 году положения Всеобщей декларации прав человека обрели нормативную форму в двух Пактах о правах человека: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[8]. Данные пакты развивают, углубляют и конкретизируют основные положения Всеобщей декларации прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит следующие статьи, закрепляющие права и утверждающие запреты:
- Право на жизнь (ст.6);
-Запрет применения пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.7);
- Запрет содержания в рабстве и подневольном состоянии (ст.8);
- Запрет принудительного труда (ст.8, п.3);
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9 и 11);
- Право на свободу передвижения и место жительства (ст. 12);
- Право на справедливое публичное разбирательство в суде (ст.14);
- Право на признание правосубъектности[9] (ст.16);
- Право на невмешательство в личную жизнь (ст.17);
- Свобода мысли, совести и религии (ст.18);
- Право на свободное выражение своего мнения (ст.19 и 20);
- Право на собрания и свободу ассоциаций (ст. 21 и 22);
- Право на вступление в брак и право создавать семью (ст. 23);
- Запрет дискриминации (ст.26);
- Особые права этнических, религиозных и языковых меньшинств (ст.27) и др.
Государства - участники Пакта о гражданских и политических правах могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения. Эти отступления не могут затрагивать права на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда. Этот Пакт закрепил принцип современного международного права, в соответствии с которым определенные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.
В соответствии со ст. 28 Пакта в 1976 году был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, одна из функций которого, - рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав и свобод человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах дополняют Первый и Второй Факультативные Протоколы. Первый содержит вопросы, связанные с рассмотрением жалоб отдельных лиц, а Второй направлен на отмену смертной казни.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах утверждает права человека на труд (ст.6), на создание профсоюзов и вступление в них (ст.8); на социальное обеспечение (ст.9); охрану семьи (ст.10); право на достаточный жизненный уровень (ст.11); на охрану здоровья (ст.12); на образование (ст.13); право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса и защиту интересов, вытекающих из творческой авторской деятельности (ст.15).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека (Международную хартию прав человека)[10], где закреплены основные, принципиальные, базовые положения, опираясь на которые, каждое государство регулирует свое национальное законодательство.
К этой же группе относится Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и другие региональные договоры - Американская конвенция о правах человека, принятая в 1969 году, Африканская Хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская Хартия прав человека 1994 года и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - международный договор в области защиты прав человека, основанный на принципах обеспечения объективных стандартов и предоставления защиты индивидам против злоупотреблений государственной властью.
В Конвенции устанавливается защита законом права каждого на жизнь, недопустимость пыток или бесчеловечного обращения, недопустимость рабства и принудительного труда; право на уважение личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайна переписки; свобода мысли, совести и религии, мирных собраний и ассоциаций и ряд других прав и свобод. Права и свободы, изложенные в Конвенции, детализированы. На основе Конвенции была образована Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Во-вторых, выделяются договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека и защищающие права присущие как народу в целом, так и каждой отдельной личности.
Массовые и грубые нарушения прав человека являются международными преступлениями. К таким преступлениям относятся геноцид, дискриминация, расизм, апартеид.
Из договоров данного типа необходимо отметить Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятую 9 декабря 1948 года[11].
Конвенция о геноциде накладывает на все государства обязательство принимать меры предупреждения и карать за совершение актов геноцида независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время. В ней дано определение геноцида – действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, названы формы геноцида: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние
Наказуемо не только само деяние геноцида, но и заговор с целью его совершения, прямое подстрекательство к совершению геноцида, покушение на его совершение и соучастие в нем.
Поскольку Конвенция о геноциде обладает статусом международного обычного права, она является обязательной для всех государств.
Специалисты и эксперты по проблемам геноцида составили перечень предупредительных признаков, свидетельствующих об опасности геноцида или других злодеяний в стране:
- существует тоталитарное или авторитарное правительство, в котором власть контролируется лишь одной группой;
- страна либо находится в состоянии войны, либо в ней существует беззаконие, и в этих условиях могут начаться массовые убийства, которые могут быть не сразу замечены или легко задокументированы;
- национальные, этнические, расовые или религиозные группы становятся объектами дискриминации или объявляются виновными в серьезных социальных проблемах страны;
- члены такой целевой группы объявляются «недочеловеками», и оправдывается насилие против них. В средствах массовой информации и на митингах распространяется информация, пропагандирующая такие взгляды;
- усиливается терпимость к нарушениям прав человека представителей целевой группы, или в прошлом уже отмечались случаи геноцида и дискриминации в отношении этих групп. Это порождает у злоумышленников и нарушителей уверенность в безнаказанности [12].
Дискриминация – это различие в общественном и правовом положениях социальных общностей. Обоснование запрета дискриминации содержится во Всеобщей декларации прав человека.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года определила понятие «расовая дискриминация» – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в любых областях общественной жизни. Участники Конвенции берут обязательство не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, обязуются всячески проводить политику ликвидации всех ее форм. В частности, признается караемым по закону всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти.
Международный контроль за соблюдением государствами обязательств, содержащихся в Конвенции, осуществляет Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН.
В-третьих, отдельную группу составляют договоры о сотрудничестве по защите отдельных прав индивидов.
Характерным примером сотрудничества стран по защите отдельных прав индивидов является принятие ими обязательств по вопросам труда. Вопросами международной регламентации труда занимается Международная организация труда (МОТ), которая со времени своего создания в 1919 году приняла около двухсот конвенций и значительное число рекомендаций.
Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто: регламентацией рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией набора рабочей силы путём борьбы с безработицей; установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, и др.
Устав МОТ исходит из двух принципов — всеобщности (универсальности) и 3-стороннего представительства. Первый означает, прежде всего, возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя предусмотренные уставом обязательства. Этот принцип обязывает членов МОТ способствовать улучшению условий труда и жизни трудящихся во всех странах, предоставлять им равное право пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в организации. Сущность принципа 3-х стороннего представительства состоит в том, что каждый член МОТ представлен в организации делегатами правительства, трудящихся и предпринимателей, причём каждая группа представителей может занимать самостоятельную позицию при решении проблем труда. Принцип основан на реформистской идее сотрудничества труда и капитала.
Принятые на конференции МОТ конвенции предлагаются государствам-членам МОТ для ратификации. В случае ратификации конвенции государство принимает на себя международно-правовое обязательство применять его на практике. Что касается рекомендаций МОТ, то они не имеют обязательного характера, но служат ориентиром при определении государством приоритетов в сфере охраны труда в национальном масштабе. Основные права человека, относящиеся к компетенции МОТ, группируются по следующим направлениям: свобода ассоциаций, отмена принудительного труда, защита от дискриминации в области труда; социальная политика и социальное обеспечение. МОТ осуществляет деятельность в трёх основных направлениях: разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
МОТ принимала участие в разработке таких ключевых конвенций, как «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), «Конвенция относительно применения права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.), «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.)
Следует заметить, что многие государства заключают многосторонние договоры в сфере труда и вне рамок МОТ как это делается, например, в рамках сотрудничества стран СНГ.
Россия стала членом МОТ в 1934 году в составе бывшего СССР. Международная Организация Труда осуществляет на территории Российской Федерации разнообразные проекты технического содействия. В их числе – помощь в разработке новых законов труда и занятости, реструктуризация предприятий с учетом ее социальных последствий, внедрение механизмов социальной и трудовой защиты, укрепление охраны труда и здоровья, налаживание постоянного социального диалога, а также программы помощи беспризорным детям.
И, в-четвертых, договоры, касающиеся защиты прав отдельных категорий индивидов – конвенции, касающиеся защиты прав женщин, детей, а в сфере коллективных прав – конвенции, защищающие национальные меньшинства.
Действующие международно-правовые нормы, касающиеся прав женщин, охватывают в системном виде защиту их прав в политической и экономической сферах, сфере образования, семейных отношениях. Международная защита прав женщин представлена такими документами, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН, как: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года; Конвенция о политических правах женщин 1952 года; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 года; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 года; Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1999 года.
Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков, отмечая противоречие некоторых обычаев, устаревших законов и практики, относящихся к браку и семье принципам, изложенным в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека, утверждает, что все государства, должны принять все надлежащие меры к их отмене путем обеспечения, в частности, полной свободы выбора супруга, полного упразднения браков детей и заключаемых до достижения девушками половой зрелости предварительных договоров о выдаче их замуж, установления, когда это необходимо, надлежащих наказаний и введения реестра актов гражданского состояния или иного реестра, в котором регистрировались бы все браки.
Дополняют перечень конвенции Международной организации труда: Конвенция об охране материнства 1952 года; Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями 1981 года. Последняя распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, а также на имеющих обязанности в отношении ближайших родственников-членов их семей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.
Основы международной правовой защиты детей, заложены в Декларации прав ребенка 1959 года. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые в ней предусмотрены, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с принципами, сформулированными в Декларации.
Эти основы развиты в Конвенции о правах ребенка 1990 года — международном правовом документе, определяющем права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Ряд существующих конвенций, затрагивает интересы ребенка в отдельных сферах общественных отношений.
Международно-правовые нормы, регулирующие правовое положение национальных меньшинств, опираются на базовые нормы и принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Пактах о правах человека 1966 года. На первый план в деле защиты национальных меньшинств выдвигаются принципы равенства и недискриминации. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинского Заключительного акта 1975 года, материалы Итогового документа Венской встречи 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года определяют общие условия решения вопросов, относящихся к национальным меньшинствам и наиболее важные права лиц, принадлежащих к данным меньшинствам.
В современный период принципиальное значение в развитии положений, касающихся национальных меньшинств, имеют Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Декларация требует от государств охранять на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств, поощрять создание условий для развития этой самобытности, принимать надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей.
В 1994 году государства-участники СНГ приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Международно-правовые акты в области сотрудничества государств по регулированию положения национальных меньшинств касаются и их специфической категории – коренных малочисленных народов. «Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности» - утверждает Декларация ООН о правах коренных народов, принятая 13 сентября 2007 года.
Основы обеспечения коллективных прав народов заложены в тех международно-правовых документах, в которых закреплены индивидуальные права и свободы граждан – Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Африканской Хартии прав человека и народов 1981 года и других. И взаимосвязь эта не чисто формальная. Ведь по своему существу именно коллективные права народов укрепляют права и свободы отдельной личности. А свободная личность, обладающая всей полнотой прав, придает коллективным правам народов качественную определенность.
Неотъемлемыми коллективными правами народов являются право на существование, право на самоопределение, право на развитие, право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, право на равноправие с другими народами.
Право на существование подчеркивает недопустимость создания условий, способных привести к исчезновению того или иного народа. Это коллективное право аналогично индивидуальному естественному праву человека на жизнь. Из него вытекает недопустимость геноцида в отношении любого народа. А само право на существование означает поддержку государством генофонда народа, т.е. создание благоприятных условий для обеспечения достойной жизни народу, защиту его прав и интересов.
Не углубляясь в характеристику всех отмеченных коллективных прав народов, несколько слов следует сказать о содержании права народов на самоопределение. В практике международных отношений, развитии социальных общностей зачастую все остальные коллективные права связываются в первую очередь с самоопределением. При этом предполагается априори, что только после самоопределения и на основе его возможно достижение других коллективных прав. Подобное утверждение носит спорный научно-теоретический характер, но в социальной практике оно иногда превращается в идейный лозунг центробежных сепаратистских сил в многонациональном государстве.
В данном случае под самоопределением понимается право всех народов свободно устанавливать свой политический статус, свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Понятие самоопределения, его конкретное содержание зафиксировано и развито в рассматриваемых выше международных актах. Но следует сказать, что осуществление права народов на самоуправление тесно связывается с достижением всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека для всех.
Данная взаимосвязь, провозглашенная Уставом ООН, четко прослеживается в материалах Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене 1993 года. В Венской декларации и программе действий, принятой на данной конференции подчеркивается, что все народы имеют право на самоуправление и в силу отмеченного права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. При этом, учитывая особое положение народов, находящихся под колониальным или другими формами чужеземного господства или иностранной оккупации, признается право народов предпринимать любые законные действия в этом направлении в соответствии с Уставом ООН. Одновременно в данном документе отмечено, что право народов на самоопределение не означает разрешения или же поощрения любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеющих правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий.
Принцип самоопределения имеет универсальную ценность. Но с позиции международного права он может оправдать требование безоговорочной независимости только в колониальном контексте или в случае незаконной оккупации. Легитимность одностороннего провозглашения независимости может опираться на основательные этические аргументы, но которые могут не признаваться международным правом. В нормативной теории о сецессии (отделении) различают два вида аргументов. [13] Согласно одного из них право на самоопределение является неоспоримым для любой нации. Но даже сторонники этой точки зрения не считают независимость единственно приемлемым выражением этого права. Одна из альтернатив – федеративный статус в многонациональной федерации, основанный на разделении власти между различными нациями в едином государстве. Согласно другой точки зрения, значение имеет опыт нации в конкретных исторических условиях, а не универсальная ценность права национального самоопределения. Несомненно, если нация подвергается угнетению, она будет искать альтернативу. Как в первом, так и в другом случае, прежде чем вступит в силу право на отделение, должны быть опробованы все его разумные альтернативы.
Таким образом, можно отметить, что усилиями ООН концептуально разработаны международно-правовые механизмы регулирования и обеспечения коллективных прав народов. Примером дальнейшей работы по углублению, детализации и координации усилий мирового сообщества в этом направлении может служить принятие в декабре 1986 года резолюции Генеральной Ассамблеей ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» (№ 41/120). В данном акте отмечалось, что новые документы должны согласовываться с существующим сводом международно-правовых норм, носить фундаментальный характер, пользоваться широкой международной поддержкой и предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления.
За годы, прошедшие создания системы ООН, в ее рамках было разработано и принято большое количество международных договоров и других актов, представляющих собой в настоящее время прочную нормативную базу регулирования вопросов прав человека на межгосударственном уровне. Однако для нормотворческой деятельности ООН в этой области характерным является также наличие ряда недостатков, затрудняющих процесс регламентации правового положения индивидов и тормозящих решение других важных проблем.
В настоящее время в ООН все большее распространение получает идея об установлении моратория на процесс нормообразования в области прав человека, так как многие нормативные акты не только не способствуют в должной мере повышению эффективности международного сотрудничества в целях обеспечения поощрения и защиты прав и основных свобод личности, но и потенциально выхолащивают, или затуманивают содержание некоторых действующих актов.
Решение множества сложных задач, стоящих перед мировым сообществом таит в себе как угрозу, так и возможность процветания во всем мире. Как отмечал Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан, «Распространение принципов демократии несет с собой невиданное ранее расширение свобод. Эпоха глобализации также трансформирует этот мир, распространяя знания, информацию и создавая экономические возможности для развития буквально во всех уголках мира. Однако столь глубокие перемены приносят с собой и новые угрозы социальному единению, культурному многообразию, окружающей среде…»[14].