Основные категории социальной политики
Категории (от греч. высказывать) – это формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения реальной действительности. Категории социальной политики, выражающие всеобщие характеристики объективного социального мира в его целостности и развитии, являются ступенями системного познания. Они выражают определенную систему взглядов на социальный мир, могут опосредованно способствовать решению социальных проблем.
Основными категориями социальной политики являются:
Социальная безопасность
Социальная безопасность – обеспечение основ жизнедеятельности индивидов и общества в целом, отражающих возможность удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей человека в сочетании с личными и коллективными интересами.
В каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы исторический тип общества и государства не складывался, всегда будет круг более или менее схожих и постоянно возобновляющихся социальных проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все проблемы касаются потребности улучшения социального положения и условий жизни различных групп населения.
Социальная структура может быть разной в тоталитарных и демократических обществах. Она может качественно изменяться в истории одного и того же типа общества. Однако социальная структура должна обладать свойствами устойчивости. Иначе общество может прийти в упадок и даже разрушиться. Социальная структура должна быть такой устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения.
Мы имеем такое современное российское социальное устройство, при котором общество не составляет единой общности. Члены общества образуют разные общности, разделенные глубоким неравенством и возможностями удовлетворения жизненных потребностей. Целостность любого общества, в той или иной степени, проникнута внутренними антагонизмами и строится по принципу господства одних и подчинения других.
Социальная политика призвана предотвратить социальный раскол общества на антагонистические общности, выполняя при этом роль своеобразного буфера и амортизатора в таком противостоянии. Все современные общества и мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других. Смысл социальной устойчивости заключается в том, чтобы избежать открытых форм противостояния интересов и потребностей.
Современный цивилизованный мир ориентирован на социальное рыночное хозяйство, социальное государство, на достижение социальной безопасности путем компромисса интересов. В таких случаях всегда проводится перераспределение части эффекта благополучия в пользу социальных доноров, что позволяет избежать массового недовольства наличием социальной несправедливости и эксплуататорской системы.
Социальная политика любого уровня во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства и субъектов Федерации, муниципальных образований, предприятий. Без эффективной экономики, достаточных финансовых средств нельзя рассчитывать на полноценное социальное развитие образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечение занятости, социальную защиту населения, своевременную выплату заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.
При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика простая: выход России из кризиса связан, прежде всего, с решением проблем развития производства. Именно в вопрос развития производства упирается проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики.
Социальная политика и социально-трудовая сфера требуют значительных финансовых средств на запуск и развитие. В то же время они активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП. Например, без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг.
Основополагающей функцией социальной политики является обеспечение социальной безопасности общества. Социальная безопасность достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, который складывается из следующих компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского и культурного обслуживания и т.д.
В социально-политической жизни современной России мы можем обнаружить три стратегии достижения социальной безопасности:
· сторонники «патерналистической» стратегии обеспечения социальной безопасности предлагают для обеспечения устойчивости социального положения населения монополию на власть «правящей» социальной группы;
· сторонники «либерально-демократического» варианта стратегии гарантируют обеспечить социальную безопасность при реальном закреплении социального неравенства нанимателей, наемных и государства;
· сторонники «народно-демократической» стратегии обеспечения социальной безопасности основываются на реальном социальном партнерстве работодателей, наемных рабочих и социального государства, что позволит устранить классовые антагонизмы из жизни гражданского общества.
Социальное государство
Социальную безопасность призвано обеспечить государство, политика которого «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Общество состоит из множества социальных групп, имеющих однотипные и устойчивые проблемы жизнедеятельности. У всех социальных групп свои представления о том, как должно быть и как справедливо, поскольку у них разные групповые социальные потребности и интересы. Но социальные группы живут и взаимодействуют в одном обществе.
Взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и (или) изменения социального положения населения и есть социальная политика. Социальная политикаотражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп и социальных общностей, включающих семьи, народы, население городов, поселков, региона и т.п.
Социальное государство – государство, политика которого направлена на организацию социальной безопасности общества, путем обеспечения достойной жизни людей, соблюдения прав и свобод человека для его свободного развития.
Основными параметрами социального государства считается: развитая система страховых отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу; развитая система услуг и служб для всех социальных групп населения; развитая правовая система, где осуществлено разделение властных отношений и функций каждой ветви власти, а также отработанна нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.
В социальном государстве проводится политика, которая должна обеспечивать: достижение в обществе социальной справедливости; ослабление социального неравенства между различными слоями населения; предоставление каждому работы или иного источника средств существования; формирование благоприятной для человека жизненной среды; сохранение мира, обеспечение социальной безопасности и стабильности, а также, согласия в социальных отношениях в обществе.
В современном мире выделяют три типа социального государства. Они проводят либеральный, консервативный, социал-демократический типы социальной политики.
Социальная политика
Социальная политика - часть внутренней политики государства и общественных институтов в виде социальных программ и практических действий, направленная на регулирование взаимоотношений между основными элементами социальной структуры общества с целью сохранения или изменения их социального положения в идеологических представлениях о справедливости.
Социальная политика – теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук; направление и концепция внутренней политической деятельности государств и правительств. На уровне понимания социальной политики как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития, следует понимать, что, прежде чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы развития государства.
Иначе говоря, должна быть выбрана либо создана вновь одна из моделей социальной политики: модель государства всеобщего благосостояния, модель социального рыночного хозяйства, модель патерналистского тоталитарного государства и пр. Это и многое другое определяет стратегические приоритеты в реализации государственной политики в целом и частных направлений социальной политики.
Обратим внимание еще на один фактор, усложняющий как определение, так и само понимание социальной политики, прежде всего, ее содержания и целей. Социальная политика, как правило, имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона социальной политики в большинстве случаев носит декларативный характер, а внутренняя – отвечает за реальное решение насущных социальных вопросов. Иначе говоря, оценивая политику любого государства, можно говорить о декларируемой и реальной политике.
С позиции декларируемой политики, один из распространенных подходов трактует социальную политику как инструмент, позволяющий поддержать незащищенные группы и слои населения. Социальная политика, в широком смысле этого слова, не существует в изоляции от социальной структуры конкретного общества. Более того, социальная политика определяется особенностями этой структуры.
Однако определить интересы и потребности какого слоя и группы непосредственно обеспечивает социальная политика, вне рассмотрения каждой конкретной ситуации, невозможно. В то же время социальную политику определяют и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, а также сохранить ее культурные и исторические ценности. Следовательно, социальная политика будет полностью социальной, если она будет дифференцирована к социальным группам населения, адресована всем гражданам государства, распространена на все общество.
Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через: предоставление социальных гарантий; перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства.
Социальная работа
Социальная работа – это структурный элементсоциальной политики, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп (слоев) населения с целью восстановления или улучшения способности людей к полноценному социальному функционированию.
Социальная работа представляет собой форму и способ реализации социальной политики. Основными ее функциями являются: диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная, рекламно-пропагандистская, нравственно-гуманистическая и организационная. Функции социальной работы определяют ее структуру и уровни.
Структура социальной работы – это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей. Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, цели и функции.
Выделяют два аспекта социальной работы – решение повседневных, неотложных проблем человека и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе. Оба аспекта социальной работы обусловлены социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества. Структурный срез возможен также по основным направлениям (видам) социальной роботы: социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.
Различными могут быть и уровни социальной работы, которая проводится на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях. Содержание социальной работы федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании.
Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.
Местный уровень социальной работы определяется целевой направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Индивидуальный уровень – это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы. В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и с семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.
Итак, социальная политика выступает теоретической и методологической базой социальной работы. Сущность социальной работы состоит в увеличении степени самостоятельности индивида, формированием у него умений и навыков самостоятельного решения возникающих социальных проблем. Главным критерием социальной работы является социальная справедливость, выражающая максимально возможную степень социального равенства людей, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей, отсутствие неоправданных и незаслуженных льгот и привилегий.
В условиях перехода общества к рыночным экономическим отношениям перед социальной работой возникают следующие актуальные задачи:
· укрепление социального положения человека как самостоятельного и независимого субъекта своей жизнедеятельности;
· мировоззренческая адаптация населения в условиях перехода к новому типу общества, внедрением демократических ценностей и ориентации;
· полноценное социальное функционирование каждого человека, независимо от физических, интеллектуальных и социально-психологических возможностей;
· создание условий, при которых каждый индивид в максимальной мере получает социально гарантированную помощь, положенную ему по закону.
К числу основных понятий социальной политики относятся:
Социальная защита– система социально-экономических отношений по оказанию разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно нетрудоспособным лицам и семьям, чьи доходы не обеспечивают удовлетворения базовых инстинктов, минимальных потребностей и интересов человека. (см. 15. Социальная политика и принципы социальной защиты).
Социальная сфера – пространство совместной жизнедеятельности людей, характеризующееся сложной системой связей и отношений между различными элементами социума, которая включает социально-трудовую сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса.
Социальная инфраструктура – совокупность материальных элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте социально-экономических, культурных, демографических и иных особенностей.
В КОНСПЕКТ:
· Основными категориями социально-политической деятельности являются «социальная безопасность», «социальное государство», «социальная политика», «социальная работа», «социальная защита».
· Социальная безопасность – обеспечение основ жизнедеятельности индивидов и общества в целом, отражающих возможность удовлетворения базовых потребностей человека в сочетании с личными и коллективными интересами.
· Сторонники «патерналистической» стратегии для обеспечения социальной безопасности современной России предлагают в качестве социальной стабильности монополию на власть «правящей» социальной группы.
· Сторонники «либерально-демократического» обеспечения социальной безопасности в современной России предлагают реальное закрепление социального неравенства нанимателей и наемных работников.
· Сторонники «народно-демократической» стратегии обеспечения социальной безопасности современной России основываются на реальном социальном партнерстве, позволяющем устранить антагонизмы из жизни общества.
· Социальное государство проводит политику по организации социальной безопасности общества путем обеспечения достойной жизни людей, соблюдения прав и свобод человека для его свободного развития.
· Социальная политика – теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук; направление и концепция внутренней политической деятельности государств и правительств.
· Социальная работа – это структурный элемент социальной политики, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп (слоев) населения.
· Выделяют два аспекта социальной работы – решение повседневных неотложных проблем человека и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе.
· Социальная защита – система по оказанию помощи нетрудоспособным или ограниченно нетрудоспособным лицам и семьям, чьи доходы не обеспечивают удовлетворения минимальных потребностей и интересов человека.
· Социальная защитапредставляет собой целенаправленные действия государства и общества, обеспечивающие индивиду и населению комплексное решение проблем, обусловленных социальными рисками.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В какой схеме подчиненности находятся категории социальной политики?
2. В чем заключается сущность социальной безопасности?
3. Какие стратегии социальной безопасности предлагаются в России?
4. Каковы основные параметры социального государства?
5. Почему социальная политика выступает в качестве методологической базы социальной работы?