Вопрос 23. Феномен «многоформатной и разноскоростной» интеграции в СНГ: причины возникновения и этапы развития.

Перспектива развития интеграционных процессов в рамках СНГ зависит от

1. Внутренних факторов (состояния экономики, смены правящих элит, внутриполитической обстановки)

2. внешних факторов (связанных с влиянием стран Запада, вступлением в союзы и организации Европы и т.д.) Россия и Белоруссия подписали в конце 99г Договора о создании Союзного государства, и только приступают к созданию Союзного государства.

Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан.

Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом принял затяжной характер. 2 апреля 1999г. подписаны Декларации об основных направлениях развития СНГ. Но, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит из-за того, что трудно увязать воедино противоречивые интересы 12 стран. В основном большинство заинтересованы в восстановлении и развитии экономических связей из-за зависимости от поставок топливно-энергетических ресурсов и кооперационных связей. Связано это со спадом взаимного товарооборота на фоне роста внешней торговли стран СНГ с 3-ими странами.

Помимо интеграции существуют и противоположные тенденции. Грузия вышла из организации по коллективной безопасности. Была создана новая региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Узбекистан вышел из нее уже), принимавшая участие в саммите НАТО и ориентирующаяся на Запад. О ней мы также помним из курса СНГ. Короче бяка, плохая антироссийская организация, хотят энергетической независимости от России, сволочи.

Россия разделяет стремление стран постсоветского пространства войти в мировое сообщество, в роли демократических государств, но протестует против стремления некоторых (Молдова, Украина, Грузия, Азербайджан войти в НАТО). По сути СНГ фактически раскололось на блоки и союзы, самые крупные из которых: Договор о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия).

Основная задача политики России - обеспечить стабильность во всех ее измерениях: полит., экон., гуманитарной, оказывать и правовое содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику по отношению к России.

Хотя все новые государства - являются государствами переходной экономики, но методы различны. От наиболее демократических режимов в Балтии до авторитарных в Азии. Казахстан - и Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы, а также опасаясь роста исламского влияния. После распада СССР постсоветские народы искать новые ориентиры, главными из которых для Средней Азии и восточного Закавказья не могли не оказаться ислам и тюркизм. Разумеется, здесь не обошлось без внешних влияний.

Сегодня структура СНГ играет не достаточно активную роль, но есть мнение, что ее время еще придет - но в будущем.

Развитие интеграции "разных скоростей":

В ходе европейской интеграции ее участники продвигались вперед в едином темпе, постоянно принимали обязательные для всех решения, упорно избегая создания "Европы двух скоростей". Прием в члены ЕЭС на первоначальном этапе был затруднен.

Когда был сформирован таможенный союз, создана система наднациональных институтов, количество членов группировки начало увеличиваться. Для новых членов предусматривались адаптационные периоды, по истечении которых на них полностью распространялись все нормы и правила Сообщества. Был разработан и реализован на практике сложный механизм экономической конвергенции, предусматривающий перераспределение средств в пользу менее благополучных регионов.

В СНГ в силу значительных различий в уровне социально-экономического развития государств-участников, их геополитических ориентаций и интересов реально приемлемой для всех является поэтапная и постепенная интеграция "по минимуму". Это вынуждает отдельные государства создавать субрегиональные группировки "по интересам" и развивать интеграцию "разных скоростей".

Модель "гибкой интеграции", или интеграции "разных скоростей", заключается в возможности более тесного сотрудничества среди тех государств Содружества, которые могут и хотят двигаться дальше и быстрее по пути интеграции, не опасаясь, что другие государства своим нежеланием или неготовностью смогут блокировать это движение.

Концепция интеграции "разных скоростей" не является чем-то новым. Она имеет правовую основу и реализуется в создании:

"двойки" — Союза Беларуси и России;

"пятерки" — Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана; "четверки" - Центрально азиатского экономического сообщества — куда входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан; альянса Грузии, Азербайджана, Украины, Узбекистана и Молдовы (ГУУАМ).

Фрагментация постсоветского пространства — это естественный процесс. Его не следует воспринимать как тенденцию, ведущую к разрушению СНГ. Несмотря на то, что группировки государств в рамках Содружества создавались в основном как инструменты большой политической игры, они важны и необходимы для развития интеграционных процессов. В этих группировках на практике отрабатываются модели взаимодействия, которые в дальнейшем могут быть использованы всем Содружеством.

Здесь уместна аналогия и со странами Бенилюкса, которые успешно решают проблемы региональной интеграции, отнюдь не угрожая интересам Европейского союза, членами которого они являются.

Важно отметить, что любые группировки и объединения, которые образуют государства Содружества, должны "вписываться" в рамки СНГ. Это означает, что их цели и задачи не должны вступать в противоречие с общими целями и задачами Содружества, особенно в экономической и гуманитарной сферах, борьбе с преступностью, защите окружающей среды. Непременным условием должна быть их открытость для остальных партнеров по СНГ и координация деятельности с основными институтами Содружества.

Многоформатная интеграция – объединение различных основах, например экономическое развитие, безопасность, борьба с терроризмом и тп. ШОС тут может быть примером.

На ближайшую перспективу многоформатная и разноскоростная интеграция одна из немногих формул преемлемая для всех стран Содружества.

Время показывает, что "форматы" начинают накладываться друг на другу и получается довольно тесное ядро Содружества, с определенными полями возможностей для государств предпочитающими воздерживаться от более тесного сближения по тем или иным параметрам.

ЕвраАзЭС. Планы создания Единого экономического пространства (ЕЭП). Оформление Таможенного союза.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. - Армения.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.

Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основной целью формирования Единого экономического пространства является:

• эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда.

В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривал разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств 15 марта 2011 года.

Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года.

Кроме того, правительствам сторон предстоит обепечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обепечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

Вопрос 25. Союзное государство России и Белоруссии: этапы становления, институциональная структура, прогресс и проблемы в создании союзного государства.

СГ—проект союза РФ и РБ, с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

с 1992 – сближение РФ и РБ

1996 – Спб, руководители парламентов 2х стран подписали соглашение о Парл.собрании

1997, апр – президенты подписали договор о союзе РБ и РФ (2 апреля – день единения народов РБ и РФ)

1997, март – подписали Устав Союза РФ и РБ

янв., 2000 – ратификация, вступление в силу

2006 – 2007 – Лукашенко не в восторге от СГ (мы подняли цены на газ для РБ), думает, что мы хотим присоединить себе РБ , интеграция почти остановилась

2007 – 2008 - улучшились отношения, интеграция ↑ (президенты рассматривают варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза. Май 2008 – июль 2012 – это Путин).

Интеграция неровно идет : молочные войны, другие противоречия, в Беларуси 55% не хотят союзного гос-ва с единой валютой, президентом и парламентом.

Итог: 2010 – остановилась интеграция.

до 2011 - проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в основном из-за тяжелого экономического положения.

Институциональная структура:

- Высший Государственный Совет (высший орган) - главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

- Совет Министров

- Постоянный Комитет (исполнительная власть)

- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (вып-т функции парламента)

- в рамках союза: пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства.

- по другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России с вынесением вопросов, требующих решения на уровне правительств и глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Перспективы

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. В настоящее время символы Союзного государства — флаг, герб и гимн не утверждены.

Проблемы:

• Единая валюта (рубль наш) - идея Лукашенко с 2004 года, но потом двинули все на год, переносили и не ввели. Почему: Беларусь настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты — белорусского рубля, и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Беларусь, соответственно, не принимает российский рубль.

• Нет конкретной формы Союзного государства и непонятно, что будет в итоге: федерация или конфедерация.

• Неготовность стран поступиться своими суверенными правами в пользу общего государства, в том числе по вопросу о единой денежной системе, по нормам представительства в общегосударственных институтах, их финансировании и др.

• Много нерешенных проблем в создании единого экономического пространства, когда будут свободно конкурировать капитализированная экономика гигантской России и сохранившая социалистические черты экономика небольшой (6% от российской) Республики Беларусь.

ИТОГ: «камнем преткновения» на пути создания общего государства является проблема сохранения государственного суверенитета

Возможное расширение:

МОЛДАВИЯ: В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

УКРАИНА: не планирует вступление в Союз. За подобное вступление высказывается Коммунистическая и Прогрессивно-социалистическая партии.

КИРГИЗИЯ: оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу.

ЮГОСЛАВИЯ: В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему.

Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил, что к концу 2008 года признанные Россией республики АБХАЗИЯ и ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ присоединятся к Союзному государству, однако этого пока не произошло. Также желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти непризнанной самопровозглашённой республики ПРИДНЕСТРОВЬЕ.

В 2009 г. П. Бородин выступил с серией заявлений о том, что в течение 5-10 лет в состав СГРБ войдёт вся Европа. «Как и Америка, если реально смотреть на вещи.»[

2008 - парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Беларуси и России.

Короче, сегодня нет оснований констатировать создание реального Союзного государства. Корректнее говорить о союзе двух независимых суверенных государств, развивающих разностороннее сотрудничество, участвующих в ряде совместных проектов, имеющих значительный товарооборот.

Наши рекомендации