Iii. нормативный правовой акт как основная форма права в россии
Сегодня в правовой науке доминирует точка зрения, что основной формой установления правовых норм являются юридические нормативные правовые акты органов государства.
Нормативный правовой акт – это официальный юридический документ, который носит общеобязательный характер, принят в установленном порядке компетентным органом, поддерживается и охраняется государственной властью от нарушений, направлен на урегулирование общественных отношений и охрану социальных ценностей. Нормативный правовой акт обладает всеми признаками права и является правовым актам.
Все правовые акты имеют общие черты:
1. Они обладают определенной юридической силой, выражаются в письменно документальной форме, имеют объективный характер и выступают как юридические документы, которые выражают реальность правовых норм или процесс их реализации;
2. они имеют волевой характер;
3. в этих актах закрепляются элементы правовой системы;
4. все эти акты составляют единую систему правотворчества, а также реализации и применения правовых норм. Ликвидация или вытеснение какой-нибудь группы актов приводит к нарушению механизма правового регулирования общественных отношений;
5. через правовые акты население получает информацию о содержании права - правовые знания, о субъективных правах и обязанностях. Эти акты выполняют идеологическую, ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и иные функции права.
Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах права. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
2. нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для их применения или реализации.
3. нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм права.
4. нормативные акты поддерживаются и охраняются государством. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Нормативные правовые акты:
- дифференцированы (систематизированы), поскольку механизм государства имеет разветвленную систему органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов.
- иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе равновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении от вышестоящих и не могут им противоречить.
- конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Нормативные правовые акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья.
Нормативные правовые акты классифицируются по разным критериям:
1.По субъектам их издания:
- акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума);
- акты органов государства;
- санкционированные государством акты общественных организаций;
- акты органов самоуправления.
К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления нормативных правовых актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.
Государственная Дума издает законы и постановления. Президент – указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации – постановления и распоряжения. Руководители министерств и ведомств – инструкции, указания, распоряжения и нормативные приказы. Субъекты Российской Федерации – принимают законы, постановления и иные нормативные правовые акты. Органы местного самоуправления – принимают постановления и решения, а руководители их управлений и отделов и руководители структурных подразделений областных и районных администраций – распоряжения и нормативные приказы. Администрация государственных предприятий, учреждений, организаций – нормативные приказы и инструкции.
2.По сфере действия: общеобязательные; специальные; локальные.
3.По степени конкретизации правовых норм: общие; конкретизирующие.
4.По характеру волеизъявления: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие.
5.По отраслям законодательства: гражданские; уголовные; и т.д.
6.По времени действия: определенно срочные; неопределенно срочные.
7.По юридической силе: законы; подзаконные нормативные акты.
Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативных актов к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. В связи с этим все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями регулируется с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической; активности масс.
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;
- законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;
- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – вот особенности этой разновидности нормативных актов.
Отсюда вытекают и требования к ним:
- законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
- они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
- их соблюдение должно быть неприкасаемым и безусловным.
Все законы в России разделяются на группы в зависимости от их юридической силы:
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации;
2. Федеральные Конституционные законы Российской Федерации;
3. Федеральные законы Российской Федерации;
4. Законы Российской Федерации.
По субъектам издания законы в России делятся на:
1) Законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации;
2) Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения, которые не регламентированы законами России и не противоречат Конституции и законам Российской Федерации;
3) Законы принятые законодательными органами субъектов Федерации
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.
Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это такие акты, которые приняты компетентными государственными органами или уполномоченными государством иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом, не противоречат ему и в порядке его исполнения. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов[9].
Подзаконных нормативно-правовых актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп:
1) акты государственных органов России (Указы, распоряжения Президента, Постановления Правительства, Постановления Государственной Думы России, приказы и инструкции министерств и ведомств, постановления и решения законодательных органов самоуправления субъектов Федерации);
2) акты бывшего Президента СССР, Совета Министров СССР по вопросам, которые действуют в настоящее время, и не противоречат законам Российской Федерации;
3) иные подзаконные нормативные правовые акты:
- решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных государством (делегированное законодательство);
- решения трудовых коллективов (собраний и советов трудового коллектива);
- протесты органов прокуратуры по поводу незаконности нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. Исходя из этого они подразделяются по субъектам их издания и сфере распространения на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.
Общие подзаконные акты – это акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования они следуют за законами. Они исходят от президента страны или главы правительства. В России они находят свое выражение в двух формах – Указах президента и постановлениях правительства.
Местные подзаконные акты – это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Они действуют ограничено лишь на подведомственной им территории и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. К ним относятся нормативные решения или постановления по самым различным вопросам местного характера.
Ведомственные нормативные акты – это акты, издаваемые министерствами и ведомствами (приказы, инструкции, распоряжения). Эти нормативные акты относятся к категории актов общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (например, банковские, таможенные транспортные и т.п.).
Внутриорганизационные подзаконные акты – это акты, издаваемые различными организациями, для урегулирования своих внутренних вопросов и распространяются на сотрудников или членов этих организаций.
Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать.
Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнить содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаружения пробелов в праве.
Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования общих жизненных случаев, не предусмотренных законом. Накопленный опыт првоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении тои или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел. Но при этом следует иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права[10].