Тема 2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:

- в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;

- в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- в развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

– обязательное пенсионное страхование работающих граждан;

– создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.

Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:

- семьи;

- беременных женщин и матерей;

- несовершеннолетних;

- военнослужащих;

- граждан пожилого возраста;

- инвалидов.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам женщине;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:

- основные принципы осуществления обязательного социального страхования;

- виды социальных рисков;

- страховые случаи;

- виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

- права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:

- «О занятости населения в Российской Федерации»;

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- «О погребении и похоронном деле».

7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Миграционная программа и др.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?

2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.

3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?

Наши рекомендации