Межличностный конфликт
Человек живет среди людей и реализует свои цели, устремления, потребности, желания во взаимодействии с другими людьми. Межличностные отношения стали полем постоянного столкновения и согласования интересов, ареной самоутверждения. Межличностный конфликт является одной из форм взаимоотношений индивидов. Однако далеко не каждый и не всегда может достигать успехов в процессе межличностного общения. Возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются отчуждением, напряжением и дискомфортом в отношениях.
В ряде случаев субъекты переходят к длительной, затяжной «позиционной войне».
Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные манеры поведения. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, нормами и ценностями, взглядами на жизнь.
В ситуациях межличностных конфликтов выделяют два взаимосвязанных аспекта:
— содержательную сторону конфликта, т.е. предмет спора;
— психологическую сторону конфликта, связанную с личностными особенностями его участников, личными взаимоотношениями, эмоциональными реакциями на причины конфликта. Именно эта сторона отличает интерперсональный конфликт от всех иных случаев человеческого взаимодействия и зачастую затмевает содержательную, делая накал страстей очень высоким.
В организациях межличностный конфликт проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины — борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Индивиды, вступающие в конфликтное межличностное взаимодействие, обладают различной степенью активности и эмоциональности, проявление которых самым непосредственным образом сказывается на характере конфликтного поведения.
Активность индивида выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида.
В рамках конфликтного взаимодействия активность индивида определяет виды конфликтов по степени напряженности:
— насильственные (сопровождающиеся актами насилия);
— насильственные, но управляемые (поддающиеся контролю, регулированию);
— чреватые насилием (готовые привести к насилию);
— потенциально насильственные (содержащие предпосылки к насилию);
— ненасильственные (не имеющие предпосылок к насилию).
Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру.
В рамках конфликтного взаимодействия эмоциональность определяет виды конфликтов по степени длительности и напряженности:
— бурные быстротекущие;
— острые длительные;
— слабовыраженные вялотекущие;
— слабовыраженные быстротекущие.
Конфликты в межличностных отношениях также принимают конструктивный и деструктивный характер. Возникшие противоречия, например, в группе, свидетельствуют о происходящих изменениях. Благодаря наличию противоречий осуществляется переход членов группы на новый уровень функционирования, либо, напротив, группа может закончить свое существование, так как все ее возможности будут исчерпаны.
Исследование межличностных конфликтов осуществляется благодаря следующим подходам: мотивационному, когнитивному, деятельностному и организационному. Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. Дейч, изучивший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дейч характеризовал как направленное на содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях.
Когнитивный подход сосредоточился на исследовании конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействия субъектов в социальной ситуации могут быть поняты, интегрированы с позиции их субъективного отражения, т.е. благодаря анализу их восприятия, осознания, рефлексии, оценки и т.д. Анализ межличностных конфликтов с позиций когнитивного содержания позволяет изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего.
Деятельностный подход к анализу межличностных конфликтов позволяет дать анализ уровню эффективности совместной деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе, отмечают, что, если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных процессов, в которых происходит взаимодействие индивидов.
Организационный подход достаточно широко применяется исследователями при анализе конфликтов, прежде всего при анализе конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, между индивидами с равным статусом, служащим и клиентом
и т.д.). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конфликтов, конфликтов, возникающих в коллективах. Использование данного подхода при анализе межличностных конфликтов позволяет осуществлять диагностику развития отношений и профилактику.
Конфликт в межличностных отношениях возникает тогда, когда в основе взаимодействия лежат несовместимые, противоположные интересы, потребности, ценности, а их одновременное удовлетворение затруднено. Для участников конфликта характерно наличие у них внешней и внутренней позиций в конфликте. Внешняя позиция — это открыто предъявляемые оппоненту требования, установки, описание ситуации. Внешняя позиция может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией. Внутренняя позиция содержит истинные мотивы, ценности, потребности, которые заставили индивида вступить в конфликт. Внутренняя позиция может быть скрытой не только от оппонентов, но и для самого индивида она может быть на неосознанном уровне. В ряде случаев осознание внутренней мотивации помогает успешному разрешению конфликта.
Внутренняя и внешняя позиции личности в конфликте отнюдь не исчерпывает всех моделей поведения, а последние во многом определяются социально-психологической активностью личности, на которую влияют познавательные, эмоциональные, волевые потенциалы человека, осознаваемые или неосознаваемые им. Межличностный конфликт является производным от психического состояния индивидов, их поведения, самой ситуации. Ситуация представляет собой комплекс переменных, в которые включены вид деятельности субъектов, их взаимосвязь и тип отношений, а также место, время, формы общения, наличие ресурсов для деятельности и удовлетворения потребностей, влияние окружающих, наличие выбора вариантов решения либо их отсутствие.
Развитие межличностных конфликтов тесно взаимосвязано с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, динамическим состоянием личности, содержанием мотиваций деятельности, которые и определяют характер и направленность поведения личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности.
В процессе развития данных межличностных конфликтов обнаруживаются сущностные установки индивида.
Межличностные конфликты классифицируются в зависимости от направленности субъектов по следующим видам: взаимно положительные; взаимно отрицательные; односторонне положительно-отрицательные; односторонне противоречиво-положительные; взаимно противо-речивые; обезличенные или взаимно безразличные. Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены к поиску и достижению взаимно приемлемого результата, к согласованному его принятию. В процессе достижения данного результата, несмотря на позитивную позицию и заинтересованность субъектов, возможно возникновение разногласий, эмоциональных напряжений. Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, субъекты относятся друг к другу враждебно, дают отрицательные характеристики своему оппоненту.
Односторонне положительно-отрицательное отношение возникает, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то время как другая сторона настроена положительно, дружелюбно и пытается наладить контакт. Данная ситуация характеризуется относительной стабильностью, так как негативно настроенный субъект в процессе отношений может нанести оскорбления, выдвинуть обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.
Одностороннее противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один относится положительно, а второй субъект колеблется между положительными и отрицательными оценками первого. Второй субъект испытывает амбивалентный внутриличностный конфликт, который является предпосылкой межличностному. Он осторожен, скован, неустойчив в своем поведении, много внутренних личностных сил расходует на преодоление сложного внутриличностного состояния. В сложившейся ситуации могут утвердиться окончательно либо положительные отношения, либо произойдет разрыв отношений между субъектами. Решающим будет поведение наиболее инициативного и активного субъекта либо в поисках сближения, либо разрыва.
Одностороннее противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект противоречиво относится к другому. Один колеблется от симпатии к антипатии, другой относится однозначно отрицательно. Субъект, занявший противоречивую позицию, находится в состоянии внутриличностного конфликта. Неуверенная, колеблющая позиция, которую занял субъект, будет восприниматься другим как свидетельство слабости, непринципиальности. Межличностный конфликт в данных условиях наиболее вероятен.
Взаимно противоречивые отношения характеризуются неустойчивостью, совместная деятельность неэффективна. Оба субъекта испытывают внутренний амбивалентный конфликт. Так как взаимоотношения не несут в себе положительного содержания, комфорта, удовлетворения, но излишне неустойчивы и ориентированы на ожидание негативной реакции со стороны другого, то контакты сведены до минимума и осуществляются в официальных нормах и формах. Обезличенные или взаимно безразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец—покупатель, водитель—пассажир и т.д.). При возникновении конфликта возможны эмоциональные реакции со стороны участников конфликта, выражение диффузной агрессии, обобщенного обвинения в противопоставлении себя другим.
Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития конфликта находятся в настоящий момент отношения между его участниками:
1-й этап — напряжение и дискомфорт, неудовлетворенность взаимоотношениями, которые испытывают оба, либо один из субъектов отношений;
2-й этап — инцидент и возникновение реальной конфликтной ситуации;
3-й этап — осознание субъектами взаимоотношений конфликта;
4-й этан — развитие конфликтных отношений и действий;
5-й этап — завершение конфликта и установление новых постконфликтных взаимоотношений между субъектами (возможен полный разрыв отношений).
Каждый из этапов развития конфликта имеет свои характерные индикаторы, которые позволяют определить позиции субъектов, тип отношений между ними. Межличностный конфликт может принять затяжной характер, совмещаться с амбивалентными внутриличностными конфликтами, испытываемыми субъектами.
Межличностный конфликт имеет открытую и латентную формы проявления. Открытый конфликт — прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, но завуалированными методами, созданием препятствий для противника косвенным путем.
Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, се прошлый опыт проблем и поведения в конфликте. Необходимо отметить, что мораль является значительным фактором, который позволяет предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностного конфликта.
Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие «конфликтность личности» означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов.
Много внимания в связи с анализом межличностных конфликтов уделено исследованию «авторитарной личности». Т. Адорно развивал положения З. Фрейда о решающем влиянии социализации личности в детском возрасте на последующий стиль ее поведения и сам характер. «Авторитарная личность» характеризуется Т. Адорно как результат излишне строгого семейного воспитания, когда чувства агрессии, обиды по отношению к родителям жестоко подавлялись и таким образом сформировалось идеализированное отношение к родителям, чувство враждебности к ним перешло на уровень бессознательного.
Т. Адорно подробно описал следующие основные характеристики «авторитарной личности»:
— приверженность ценностям «среднего класса»;
— косность, ригидность, стереотипность мышления;
— вера в моральную чистоту собственной группы, клана и отказ в этом другим группам;
— соблюдение различного рода условностей, преследование тех, кто их нарушает;
— мистическая предрасположенность;
— преувеличенный интерес к проблемам власти, силы, насилия;
— опасение и страх перед дурным влиянием, опасение попасть под власть «чужих», требование создать барьеры для предохранения от их проникновения в свою среду;
— цинизм, уверенность в том, что все средства хороши для достижения немедленно «высоких и справедливых» целей собственной группы;
— преувеличенный конформизм в сфере сексуальных отношений.
Процесс социализации личности в раннем возрасте, заложенная в его основу амбивалентность эмоциональных отношений и конфликтов в семье, согласно З. Фрейду и Т. Адорно, создают модель поведения и отношения личности к другим. Сформировавшаяся авторитарность определяет и ее поведение в межличностном общении с преобладанием настороженности, враждебности, скованности в проявлении чувств, теплоты, подчинения власти и силе, с наличием чувства постоянного страха. Внешне авторитарная личность с уважением и признанием относится к власти, однако внутренне на бессознательном уровне сохраняет глубокую враждебность и агрессивность по отношению к ней. Однако путем замещения данная враждебность переносится на конкретные социальные слои, этнические меньшинства, политические движения, которые выступают в «образе врага».
К психологическим признакам межличностного конфликта относятся следующие показатели:
— актуализация потребностей, имеющих важное значение для субъектов конфликта;
— высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;
— неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;
— использование форм активности, встречающих противодействие со стороны другого субъекта;
— перенос всех причин трудностей, неудач на своего противника;
— формирование отрицательных установок и отношения к оппоненту;
— демонстрация враждебности, агрессивности, не приятия оппонента;
— нанесение преднамеренного, либо непреднамеренного физического или морального, материального ущерба оппоненту;
— интеграция всех видов активности: импульсной, принудительной, волевой, аккумулируемой на оппоненте;
— перенос конфликтных отношений, поведения на другие формы взаимоотношений, смена одних ролей на другие (с личных на деловые, с неофициальных на официальные и наоборот)[12].
Причины межличностных конфликтов многообразны по своему содержанию. Межличностные конфликты возникают вследствие неудовлетворения потребностей, желаний, устремлений. В качестве реального либо мнимого виновника неудовлетворенных потребностей может выступать другая личность, общество, группа. Межличностные конфликты возникают в условиях нестабильных, дискомфортных, напряженных взаимоотношений. Межличностные конфликты возникают во всех областях деятельности личности, в которых она вступает во взаимоотношения с другими индивидами.
Так, в производственной области межличностные конфликты возникают при неудовлетворении потребностей в самореализации, отсутствии условий для проявления инициативы, профессионального роста, неадекватной оценке трудовой деятельности, неудовлетворенности стилем руководства.
Что касается семейных отношений, то они характеризуются, с одной стороны, наибольшей степенью согласия интересов, взглядов, возможностью удовлетворения потребностей, а с
другой — для семейных отношений (муж—жена, родители—дети, родственные связи) характерны частые межличностные конфликты. Это во многом объясняется высокой значимостью потребностей, которые удовлетворяются благодаря семейным отношениям, а также наличием интенсивности контактов и общения, высокой степенью взаимозависимости. Результаты многочисленных социологических исследований по проблемам семьи свидетельствуют, что наиболее общими причинами семейных конфликтов являются ограничение свободы действий членов семьи, противоположность интересов, взаимное непонимание. Последние два фактора особенно действенны в отношениях родители—дети. В благополучных семьях конфликты разрешаются конструктивным путем, что оказывает влияние на общий стиль и атмосферу взаимоотношений.
В процессе удовлетворения потребностей индивид может встретить значительное противодействие со стороны других индивидов, либо социальные ограничения. В подобных условиях он испытывает фрустрацию, возникают фрустрационные конфликты. Фрустрация — один из видов психического состояния, которое проявляется в особых переживаниях и поведении, вызванных непреодолимыми трудностями (объективными или субъективно понимаемыми), возникающими на пути к реализации цели. Фрустрация сопровождается негативными эмоциями, по сути фрустрация — это переживание неудачи[13].
Состояние фрустрации в большей мере свойственно человеку, находящемуся в состоянии межличностного конфликта и в трудных условиях. С. Розепцвейг разработал тест, помогающий определить склонность индивида к фрустрации, который в настоящее время широко применяется при анализе проблем агрессии, насилия, конфликтов. Фрустрация предшествует возникновению чувства гнева и проявлению открытой агрессии. Именно так представляет схему агрессивного поведения Берковитц. Э. Фромм отмечал: «Итак, от характера человека зависит, во-первых, что вызывает в нем фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию»[14].
Личность, находящаяся в состоянии фрустрации, испытывает переживания, эмоциональное напряжение, и ее поведение в межличностном конфликте может принять деструктивные формы, направленные на разрушение условий, препятствующих достижению ее целей, реализации ее потребностей. Многие исследователи объединяют состояние фрустрации с состоянием стресса.
В любом случае негативное состояние влияет на активность личности, эффективность ее действий при решении сложных жизненных проблем.
Исследователь феномена стресса Г. Салье писал: «В межличностных отношениях выигрыш состоит в возбуждении чувства дружбы, благодарности, доброжелательности и любви, проигрыш же в том, что у других людей возникают ненависть, фрустрация и жажда мести. Это относится к окружающим и к нам самим. Наши собственные положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем, точно так же мы извлекаем пользу или приносим себе вред, возбуждая эти чувства в других людях»[15]. Снятие стресса, выход из состояния фрустрации является необходимым условием восстановления жизненных сил человека, конструктивного разрешения сложных проблем.
Межличностные конфликты сопровождаются негативным эмоциональным фоном. Субъекты конфликта проявляют такие отрицательные эмоции, как агрессия, неприязнь, антипатия, ненависть. Их действия сопровождаются резкими оценками, порой оскорблениями, стремлением унизить противника. Нанесенные в процессе межличностного конфликта оскорбления оказывают влияние на содержание последующих отношений. По степени проявления напряжения негативных отношений можно выделить следующие уровни развития конфликта.
Первый уровень — межличностные столкновения, конфронтация. Как известно, временные пререкания, критические замечания недоброжелательного содержания не представляют серьезную угрозу для взаимоотношений. Их наличие свидетельствует о временных проблемах, трудностях, часто обусловлены внутриличностным состоянием человека. Однако если подобные отношения приобретают устойчивый характер, то возможны возникновения серьезных трудностей.
Второй уровень — ссоры. Степень напряженности, непонимания между субъектами возрастает. При этом происходит расширение поводов, причин для возникновения ссор, периоды отчуждения удлиняются во времени, уменьшается желание понять другого.
Третий уровень — скандал, кризис. Противоречия во взаимоотношениях достигают высокой степени остроты, конфликт окончательно переходит в свою открытую стадию. Субъекты принимают решение о разрыве отношений, теряют надежду на возможность конструктивного завершения конфликта. Данный уровень характеризуется эмоциональной несдержанностью, эмоциональными срывами, угрозами, оскорблениями.
Третий уровень может завершиться разрывом отношений между субъектами, но возможно и достижение взаимопонимания, так как в процессе острой конфликтной ситуации субъекты могут сформулировать в обостренной форме свои проблемы (потребности, интересы, желания), которые один скрывал по разным причинам от другого. В этом случае происходит уяснение интересов, желаний, потребностей другого и поиск возможных путей их удовлетворения.
Эмоционально устойчивая, удовлетворенная личность в большей степени склонна к поискам конструктивных путей разрешения межличностных конфликтов, в отличие от личности, находящейся в эмоционально неустойчивом, фрустрирующем положении. На остроту межличностного конфликта оказывают существенное влияние и объективные условия: дефицит материальных и духовных ресурсов, ограниченность времени при урегулировании сложной проблемы. Это порождает конкуренцию, соревнование между субъектами, манипуляцию со стороны других заинтересованных сторон и т.д.
В процессе развития межличностного конфликта важен аспект межличностной перцепции. Понятие «социальная перцепция» впервые было предложено Дж. Брунером. В дальнейшем значительное число исследований было посвящено вопросу изучения восприятия одной личности другой личностью.
В процессе анализа межличностного восприятия изучаются, прежде всего, проблемы,
во-первых, исследования субъекта и объекта межличностного восприятия, во-вторых, исследования механизма последнего. При исследовании механизма межличностного восприятия выявлены формирование первого впечатления, роль установок, стереотипов, эффект «ореола», эффект новизны и т.д. Для субъекта восприятие осуществляется по двум видам характеристик: физическим и социальным. Социальные характеристики подразделяются на внешние — межличностные ролевые характеристики и формальные ролевые характеристики, а также внутренние — мотивы, диспозиции личности и т.д.
В процессе межличностного восприятия осуществляется создание образа другого человека.
В условиях межличностного конфликта не последнюю роль играет аспект межличностного восприятия. При этом выделяются такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия. Анализ прошлого опыта общения личности, характерных для нее особенностей в содержательном плане, механизм межличностного восприятия, содержательный аспект созданного образа другого определяют его действия и поведение при решении конфликтных проблем.
Анализ ситуации межличностного конфликта, в которой находится клиент, помогает вскрыть причины трудностей, переживаемых и испытываемых клиентом, а соответственно и выявить оптимальные способы разрешения конфликта, выхода клиента из сложного положения. Реальное знание сложившихся обстоятельств, поведения самой личности, возможностей и перспектив развития событий в положительном направлении позволяет социальному работнику оказывать эффективную помощь своему клиенту.
Конфликт между личностью и группой -своеобразная форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, с одной стороны, и целей группы - с другой, и который чаще всего возникает вследствие того, что экспектации (ожидания) группы вступают в противоречие с ожиданиями и стремлениями отдельной личности.
Конфликты данной категории могут иметь разнообразные проявления. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иной раз принимают характер длительной и систематической травли неугодного члена коллектива. Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта, субъектом, в котором, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта, которые непосредственно связаны с положением индивида в группе, характеризующимся такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы.
Причины возникающих конфликтов связаны с:
— нарушением ролевых ожиданий;
— несоответствием внутренней установки статусу личности.
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта: применение групповых санкций, существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим, резкая критика в адрес конфликтующего, эйфория со стороны конфликтующего и др.
Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, работниками различных подразделений, неформальными группами внутри подразделений, администрацией и профсоюзом или другой структурой, представляющей интересы наемных работников.
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать их особенности. Специфику межгруппового конфликта следует определять по содержанию некоторых структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъек тивное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок.
Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям.
Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «мы» — «они». Каждая из сторон воспринимает другую обезличенной,
т.е. как группу, а не как отдельных индивидов. Такое восприятие способствует усилению конфликта, ослабляет факторы, которые удерживают от агрессивных действий. Обезличивание людей приводит к их дегуманизации. Они кажутся менее человечными, чем индивидуальности. Кроме обезличивания другого происходит и самообезличивание, т.е. утрата осознания собственной идентичности. К числу факторов, облегчающих самообезличивание, относятся совместные действия, унифицированная одежда, эмоциональное возбуждение и т.д.
Неадекватное групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.
В современной психологии выделяют восемь симптомов синдрома группового мышления:
— иллюзия неуязвимости, что порождает сверхоптимизм членов группы, ответственных за принятие решений;
— коллективная рационализация приводит к избеганию пересмотра основ политики;
— поза самоправоты приводит к избеганию рассмотрения возможных этических проблем принимаемых решений;
— стереотипизированное видение врага препятствует реалистическому восприятию противоположной стороны;
— движение под давлением в сторону группового конформизма, когда становится ясно, что разногласия внутри группы не приветствуются;
— самоцензура минимизирует сомнения сопротивления индивидуальных членов;
— разделяемая иллюзия единодушия порождается вышеозначенными факторами и ведет к консенсусу;
— появление самоназначенных охранителей умов, которые защищают группу от информации, способной разрушить консенсус.