Иностранцы. Виды правовых режимов иностранных граждан

Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее дока­зательства своей правовой связи с другим государством, своей при­надлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев оп­ределяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в на­циональном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

Основными международными документами, регулирующими пра­вовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое го­сударство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его тер­ритории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являю­щееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательст­во наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностраннымгражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребыва­ние в Российской Федерации.

На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностран­цев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:

1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, — иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должно­сти и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискримина­ции. Однако в международном праве не существует запрета предос­тавления избирательных прав иностранным гражданам. В законода­тельстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на воен­ную службу. Исходное начало этого запрета — индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).

2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в националь­ном законе или международном договоре. Общепринято предоставле­ние иностранцам национального режима в сфере экономических, со­циальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима — в сфере политических, трудовых, админист­ративных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.

Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфередеятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.

3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязан­ностях друг с другом в какой-то определенной области на территорииопределенного государства. Права и привилегии, которыми пользу­ются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современ­ном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев — наиболее распространенное явление.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность вве­дения по распоряжению властей соответствующего государства огра­ничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий — ответ­ных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.

В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного госу­дарства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:

1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.

2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахо­ждения; нарушение законов предполагает ответственность иностран­цев наравне с местными гражданами.

3. Иностранцы на территории других государств пользуются опре­деленным объемом гражданских прав и свобод, установленных в на­циональном законодательстве и в международных договорах.

4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находя­щихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основа­ниям, предусмотренным в законе.

5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства сво­его гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закреп­ило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипло­матические и консульские представительства своего государства.

На иностранцев распространяются все законы государства пребы­вания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы — лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранныеграждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголов­ных преступлений вне территории государства пребывания иностран­цы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В нацио­нальном уголовном праве любого государства предусмотрены составыуголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нару­шения режима пребывания в данном государстве).

С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам — тер­риториальному (юрисдикция государства пребывания) и экстеррито­риальному (юрисдикция государства гражданства). При противоре­чии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрис­дикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его на­циональному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребы­вания.

Это касается политических прав иностранцев, их военной службы, регулирования въезда и выезда, установления пределов уголовной юрисдикции государства пребывания и защиты со стороны государства гражданства.

Наши рекомендации