Религиозная организация как юридическое лицо 4 страница

Имя (название) является важным признаком юридического лица. Религиозная организация как юридическое лицо обязана в своем официальном названии указывать вид организационно-правовой формы, к которой она принадлежит. Название сопровождается обязательным указанием рода деятельности – “религиозная организация”. Кроме того, “наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности”. (п. 8 ст. 8 ФЗ № 125-ФЗ). Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производные от них.

Религиозная организация вправе издавать литературу, изготавливать видео- и другие материалы, необходимые для выполнения целей религиозной организации (например, совместного исповедания веры, распространения своего вероучения и т.д.). Но и в данном случае закон предъявляет определенные требования к религиозной организации как к юридическому лицу: “Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации”. (п. 3 ст. 17 ФЗ № 125)[57]

Обязательным признаком религиозной организации должен быть ее юридический адрес. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.

Религиозная организация как юридическое лицо обладает рядом признаков:

1. Любая религиозная организация обозначает в Уставе и создает в процессе деятельности определенное организационное единство. Любая религиозная организация, вне зависимости от того пропагандирует ли она сложную внутреннюю иерархию или формально отрицает таковую, всегда структурирована. Ни одна из религиозных организаций не потерпит анархии среди своих последователей в вопросах вероучения, распределения власти и материальных средств. Для этого всегда определяется лицо (круг лиц), монополизирующее право на религиозное новотворчество. Более того всякая устойчивая жизнеспособная общность предполагает четкое распределение ролей среди его членов. Сам факт распределения социальных ролей в едином процессе деятельности означает наличие иерархии внутри общности (при этом неважно: имеют ли члены организации, получившие “верхние” роли, особую одежду, знаки отличия или необычное название должностей.)

2. Имущество религиозной организации обособленно и в некоторой степени индивидуально: каждая религиозная организация, формирующая собственную имущественную базу, стремится придать таковой неповторимый колорит, наделить его наиболее значимую часть особым сакральным содержанием (особая храмовая архитектура, особые эстетические традиции и др.)

3. Религиозная организация как юридическая лицо имеет право обладать имуществом и выполнять имущественные обязательства. Тем не менее, данная характеристика юридического лица имеет определенное своеобразие. Законодатель уточняет: “На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций”. (п. 5 ст. 21 ФЗ)

4. Религиозная организация как юридическое лицо обладает правом участвовать в гражданском обороте, выступать в суде от своего имени.

1.4. Виды деятельности религиозной организации как юридического лица

Религиозная организация как юридическое лицо обладает целевой специальной правоспособностью, так как ее учредители четко обозначают ее цель создания, деятельности и определяют спектр последней. (Подобные важные сведения обязательно содержатся в уставе религиозной организации).

Религиозная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение нематериальных (духовных) потребностей верующих по совместному исповеданию и распространению веры.

I. Религиозная деятельность делится на культовую и внекультовую.

1) Культовая деятельность (ритуально-обрядовая деятельность, определенная положениями вероучения с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан. В постсоветский период религиозные организации могут проводить ритуально-обрядовые действия, богослужения не только в специальных культовых помещениях. Ныне действующий закон значительно расширил сферу осуществления культовой деятельности. Религиозные организации, согласно закону могут, не выходя за рамки действующего законодательства, проводить своими мероприятия: в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах, в учреждениях ГУИН, на кладбищах, в воинских частях и т.д.

2) Внекультовая деятельность – деятельность, осуществляемая религиозной организацией в соответствии с определенным вероучением, направленная на удовлетворение религиозных потребностей вне религиозно-обрядовой сферы и обеспечение культовой деятельности. Такая деятельность по закону имеет вспомогательное значение и включает несколько конкретных видов деятельности (их перечень не является исчерпывающим):

а) религиозно-образовательная деятельность (право на этот вид деятельности установлено ст. 5 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, ст. 11 ФЗ “Об образовании”);

б) культурно-просветительская деятельность (деятельность, направленная на сообщение информации о содержании конкретного религиозного учения либо событиях вне религиозной сферы в свете этого учения с целью формирования у ее получателя определенного к нему отношения);

в) издательская деятельность (п. 2 ст. 17 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”);

г) библиотечное дело (ст. 1 ФЗ № 78-ФЗ от 23 ноября 1994 г. “О библиотечном деле”);

д) религиозно-туристическая деятельность (ФЗ № 132-ФЗ от 4 октября 1996 г. “Об основах туристической деятельности в Российской Федерации”);

е) религиозно-производственная деятельность (Производство предметов религиозного назначения в некоторых случаях подлежит лицензированию согласно ст 17 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”: производство драгоценных металлов, ювелирных изделий и др.

II. Нерелигиозная деятельность – деятельность религиозных организаций, направленная на достижение нерелигиозных целей, осуществляемая постольку, поскольку это не запрещено законом:

а) благотворительная деятельность (Право устанавливается: п. 1 ст. 18 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”; ФЗ № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г. “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”; ст. 6-12 ФЗ “О некоммерческих организациях”; ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”. Перечень целей такой деятельности является исчерпывающим.);

б) деятельность в сфере социального обслуживания (ФЗ № 122-ФЗ от 17 мая 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста” и др.);

в) предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках действующего законодательства.[58]

Религиозная организация может расширить свой спектр деятельности, получив в установленном законом порядке лицензию на тот или иной вид деятельности, предусмотренный в ФЗ от 25 сентября 1998 г. (№ 158-ФЗ) “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Посредством получения лицензии религиозная организация легитимирует в установленном порядке уже имеющуюся правоспособность. Территория, на которой предусмотрено действие лицензии, определяется уровнем государственного органа, выдавшего ее.

2. Образование, реорганизация и прекращение религиозной организации как юридического лица

2.1. Создание религиозной организации

Правоспособность религиозной организации как юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Способы создания юридического лица. Если создание религиозной группы как организационно-правовой формы религиозного объединения осуществляется в рамках нормативно-явочного способа, то для религиозной организации возможен только заявительно-регистрационный порядок. Как упоминалось ранее, религиозное объединение может действовать в виде религиозной группы без создания юридического лица. Это означает, что реально действующий союз верующих, в котором сформировалась своя иерархия, определились вероучение, обрядность и основные направления деятельности, – уже сложился. По прошествии 15-летнего срока со дня уведомления органов муниципальной власти о начале своей деятельности, верующие могут обратиться с заявлением в органы юстиции, осуществить государственную регистрацию в качестве религиозной организации и, таким образом, получить статус юридического лица.

“Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией” (ч. 1 ст. 9 Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях” № 125-ФЗ). То есть для местных организаций, создаваемых централизованными религиозными организациями, необходимо подтверждение их вхождения в структуру последних, выдаваемые централизованными организациями того же вероисповедания. Индивидуальными учредителями местных религиозных организаций могут быть только совершеннолетние граждане России.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”. В федеральный орган юстиции для осуществления государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют:

“заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ);

документ об уплате государственной пошлины” (п. 5 ст. 11 ФЗ № 125)[59].

При регистрации религиозной организации в соответствии с п. 8 ст. 11 Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” может проводиться государственная религиоведческая экспертиза. Экспертиза проводится по решению регистрирующего органа при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у регистрирующего органа необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Основными задачами экспертизы являются: определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения[60].

Как уже было отмечено, документы, необходимые для регистрации религиозной организации, предоставляются в органы юстиции ее учредителями, то есть лицами, принявшими решение об ее учреждении в составе не менее десяти человек. Однако, если новая организация учреждается существующим религиозным объединением, то документы на регистрацию предоставляются руководителями объединения-учредителя.

Основанием деятельности религиозной организации, определяющим ее основные направления, является устав. Устав религиозной организации должен соответствовать гражданскому законодательству и включать в себя:

- наименование, в котором отражается ее вероисповедание;

- место нахождения организации, определяемое по месту нахождения ее руководящих органов;

- вид религиозной организации, вероисповедание в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации и наименование последней;

- цели, задачи и основные формы деятельности организации;

- порядок создания и прекращения деятельности;

- структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

- источники образования денежных средств и иного имущества организации;

- порядок внесения изменений и дополнений в устав;

- порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, характеризующие особенности деятельности религиозной организации (ч. 2 ст. 10 Закона).

Также в устав могут включаться и иные сведения по усмотрению учредителей.

Вместе с тем, как указывает А.Н. Кокотов, “устав религиозной организации не может содержать не подлежащие государственной регистрации предписания вероучительного характера. Следовательно, необходимо различать “вероисповедную принадлежность” как отнесение самой религиозной организацией себя к конкретной религиозной традиции и “предписания вероучительного характера” как содержательные аспекты данной религиозной традиции. Тем не менее вероучительные положения имеют значение при регистрации и должны ракрываться перед регистрирующим органом, однако не в уставе, а в иных документах…

Государственную регистрацию уставов религиозных организаций осуществляют органы Министерства юстиции РФ. Если деятельность религиозной организации распространяется на всю территорию России или на территорию двух и более ее субъектов, то ее устав регистрируется непосредственно Министерством юстиции (его центральным аппаратом). Если деятельность религиозной организации осуществляется на территории отдельного субъекта федерации, то за регистрацию ее устава отвечает управление юстиции соответствующего субъекта. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим централизованную организацию. Распространение деятельности религиозного объединения на ту или иную территорию означает наличие на этой территории организационных структур религиозного объединения в соответствии с его иерархией. Деятельность зарегистрированного в России религиозного объединения может распространяться на территорию иностранного государства в соответствии с законодательством последнего. Возможен и обратный вариант – действие на территории Российской Федерации иностранных религиозных объеденений”[61].

Для регистрации централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в орган, осуществляющий регистрацию, предоставляется следующий пакет документов:

1) заявление о регистрации;

2) список учредителей религиозной организации;

3) устав, утвержденный учредителями;

4) документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (документ о юридическом адресе);

5) нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);

6) решение правомочных органов учредителей об учреждении новой организации.

При создании централизованной религиозной организации каждый учредитель представляет уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в его структуру, и сведения об иных входящих в его структуру религиозных организациях (если таковые имеются).

Соответствующий орган юстиции должен рассмотреть документы в течении одного месяца с момента их получения и принять решение о регистрации устава (с последующей выдачей зарегистрированной организации свидетельства о регистрации) или об отказе в его регистрации.

2.2. Отказ в регистрации, прекращение деятельности, ликвидация религиозной организации как юридического лица

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации, если ее цели и деятельности не соответствуют законодательству РФ или создаваемая организация не признана в качестве религиозной. Причиной отказа может послужить несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе и содержание недостоверных сведений), а также неправомочность учредителя (ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О свободе совести и религиозных объединениях”).

Ликвидация религиозной организации как юридического лица может быть осуществлена по решению ее учредителей (участников) согласно процедуре, обозначенной в уставе организации. В качестве причин ликвидации (самоликвидации) юридического лица могут быть: истечение срока, на который оно создавалось; достижения цели, ради которой оно создавалось.

Ликвидировано юридическое лицо может быть и в случае признания судом недействительности его регистрации в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; “по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям” (ч. 2 ст. 61 ГК РФ).

В связи с этим интересна практика Европейского Суда по правам человека. Как отмечает Д.П. Холинер, “одним из первых дел, касающихся прав религиозных объединений, стала жалоба члена “Общества распространения Церкви объединения” (господина Х.) против Австрии. Власти ликвидировали указанное общество в соответствии с законодательством об ассоциациях, запрещавших регистрацию религиозных объединений в качестве общественных. Поскольку отсутствовала возможность получения иного правового статуса, заявитель полагал роспуск созданного объединения необоснованным ограничением его права на свободу вероисповедания.

15 октября 1981 г. Европейская Комиссия (при Европейском Суде по правам человека) объявила жалобу Х. Против Австрии неприемлемой, указав, что “заявитель не обосновал свое утверждение об имевшем место вмешательстве в его свободу вероисповедания… государство подчеркнуло, что право на исповедание даже непризнанной религии полностью гарантируется в Австрии… вне зависимости от какого-либо вида регистрации. Утверждения заявителя о преследовании полицией в этом случае не подлежат рассмотрению, так как из его заявления усматривается, что эти утверждения, даже если бы они подтвердились, относятся к другим лицам, а не к самому заявителю. Следовательно, жалоба заявителя о неоправданном вмешательстве в его право на свободу вероисповедания, гарантируемое ст. 9 Конвенции, также является явно необоснованной”.

Как видим, в данном случае Комиссия интерпретировала право исповедывать религию “сообща с другими” в довольно узком смысле, т .е. создание религиозной организации не было сочтено необходимой предпосылкой для обеспечения коллективного права на свободу вероисповедания. Право исповедовать любую религию “сообща с другими” рассматривалось как совокупность прав отдельных лиц придерживаться единых религиозных убеждений.

Позиция Суда несколько изменилась в деле “Католическая церковь г. Ханья против Греции”. Церковь-заявительница была лишена права на судебную защиту унаследованной ею собственности, так как не обладала правоспособностью юридического лица. Государство-ответчик сослалось на то, что церковь сама никогда не обращалась с заявлением о приобретении такого правового статуса.

Тем не менее Суд установил нарушение ст. 6 Конвенции (право на судебную защиту). Таким образом, был сделан первый значительный шаг в создании правовой позиции, закрепившей в 2001 году право верующих на создание религиозных организаций.

Прецедентным решением Европейского Суда стало постановление по жалобе объединения македонцев из Греции по делу “Сидиропоулос и другие против Греции”. В данном случае заявители жаловались на отказ властей зарегистрировать их объединение в качестве юридического лица. При этом они сослались на свои права на свободу объединения и свободу исповедывать религию совместно с другими, гарантированные ст.ст. 11 и 9 Конвенции. 10 июля 1998 г. Суд сформулировал содержание свободы объединения: “Суд отмечает, что право на создание объединения является неотъемлемой частью права, изложенного в ст. 11, даже если указанная статья прямо указывает лишь на право создавать профессиональные союзы. То, что граждане должны иметь право создать юридическое лицо в целях осуществления коллективной деятельности в области взаимных интересов, является одним из важнейших аспектов права на свободу ассоциации, без которого оно лишалось бы всякого значения. То, как национальное законодательство закрепляет эту свободу, а также ее практическое применение властями, показывает уровень демократии в соответствующей стране”.

Суд прямо не указал на соотношение этого права с правом заявителей на свободу вероисповедания, однако, раскрыв содержание свободы объединения, выявил важнейший аспект правового статуса религиозных объединений.

В 2000 году Европейский Суд вынес постановление по жалобе общины болгарских мусульман в право на создание и деятельность религиозного объединения. Однако на этот раз Суд рассмотрел вопрос с точки зрения права на свободу религии. Это постановление по делу “Хасан и Чауш против Болгарии”, вынесенное Большой Палатой из 17 судей, стало логическим продолжением позиции, ранее изложенной в деле “Сидирополус и другие против Греции”: “Суд напоминает, что религиозные общины традиционно иповсеместно существуют в форме организованных структур… Участие в жизни общины, следовательно, является частью “исповедания” религии, которое находится под защитой ст. 9 Конвенции”.

В тех случаях, когда рассматривался вопрос о том, как организована религиозная община, необходимо толковать ст. 9 в свете ст. 11 Конвенции, которая охраняет жизнедеятельность объединения от неоправданного государственного вмешательства. В этом смысле право верующего на свободу религии включает ожидание того, что община сможет действовать мирно и свободно от произвольного вмешательства государства. На самом деле автономное существование религиозных общин является неотъемлемой частью плюрализма, обеспечиваемого демократическим обществом, и поэтому находится в самом центре защиты, гарантированной ст. 9. Это касается не только организации общины как таковой, но и эффективного пользования правом на свободу религии всеми ее действующими членами. Если бы организационная жизнедеятельность общины не находилась под защитой ст. 9 Конвенции, все остальные стороны права каждого на свободу религии стали бы уязвимыми.

Тем самым была установлена непосредственная связь между правом на свободу вероисповедания и правом на свободу объединения; иными словами, Суд признал право на создание религиозных объединений составной частью системы основных прав и свобод человека. Это было еще раз подтверждено в конце 2001 г. в деле “Церковь Бессараьской Митрополии против Молдавии”. Сославшись на ранее вынесенные решения по делам “Хасан и Чауш против Болгарии” и “Сидиропоулос и другие против Греции”, Суд указал: “Более того, одним из способов осуществления права на исповедание религии в его коллективном измерении, особенно для религиозной общины, является возможность обеспечения правовой защиты общины, ее членов и имущества; так что ст. 9 должна быть рассмотрена не только в свете ст. 11, но и с учетом ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство)…”

Отказ в признании сделал исповедание религии членами церкви-заявительницы невозможным, поскольку согласно законодательству о вероисповедании деятельность, связанная с поклонением и свободой ассоциации в религиозном контексте, могла быть осуществлена лишь религиями, признанными государством. Кроме того, государство предоставляет защиту лишь признанным вероисповеданиям, и только они могут законно защищать свои права. Следовательно, духовенство и члены церкви-заявительницы не могли защищаться от физической агрессии и преследования, жертвами которого они стали, а церковь-завительница не могла защищать свое имущество… в частности, лишь [официально] признанная религия наделена правами юридического лица…, может изготавливать и реализовать предметы богослужебного назначения… или нанимать сотрудников или оплачиваемых работников… Кроме того, объединения, которые полностью или частично преследуют религиозные цели, должны соблюдать обязательства, наложенные на них законодательством в области вероисповедания… Будучи лишенной статуса юридического лица, церковь не имела права на судебную защиту своего имущества, которое является неотъемлемой составляющей права исповедывать религию, а ее члены не могли собираться для осуществления религиозной деятельности, не нарушив при этом законодательство в сфере исповедания веры.

Таким образом, на сегодняшний день общепризнанные принципы международного права закрепляют за религиозными объединениями полноправное место в системе частного, гражданского права – право на приобретение правоспособности юридического лица, право на судебную защиту, право на занятие хозяйственной деятельностью, право вступать в трудолвые отношения, право на самоуправление и т. д.”[62].

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона “О свободе совести” религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

“нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий”. (п. 2 ст. 14 ФЗ № 125)

Этот пункт был введен в тексте закона не случайно. В деятельности ряда религиозных объединений прослеживается вторжение в такие сферы личности как отношение к жизни, здоровью, семейным ценностям. Причем наблюдается некоторое (крайне сложно доказываемое) несовпадение реальной практики, вероучения, способов социально-психологического воздействия на верующих и тех положений, которые внесены в Устав религиозной организации. Порою прослеживается, например, несовпадение эзотерических (знания для т.н. посвященных членов, элиты организации) и экзотерических (знания для всех) вероучительных блоков информации и соответствующих им целей организации. Так, например, в скандально известной Московской организации “Аум Синрике” в начале девяностых годов ХХ в. потенциальным верующим и неофитам не сообщались истинные планы организации, ни по поводу возможных нарушений уголовного закона в России, ни по поводу уже планировавшихся в то время террористических актов в Японии. С такой информацией руководство движения знакомило лишь тех, кто попадал в круг “избранных”, т.е. приближенных к руководству доверенных людей.

Наши рекомендации