Организация как юридическое лицо.

Понятие и признаки организации в менеджменте.

Жизненный цикл организации. Организация как юридическое лицо, носитель производственного процесса, физическая, кибернетическая и преобразующая система. Предприятие как разновидность организации.

Организация - составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемый индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.

Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, т.е. объект менеджмента.

Организация может рассматриваться:

1) как производственная система, объединяющая ресурсы, производственный процесс или продукцию.

2) как социально-экономическая система, состоящая из людей, необходимых для выполнения производственных заданий.

3) как система, содержащая элементы конкурентной ситуации, снижающие эффективность функционирования системы.

4) процесс создания формирования чего-нибудь из отдельных элементов.

5) степень соответствия упорядоченности системы её решаемым задачам и функциям.

6) общее название учреждений.

Организация характеризуется следующими признаками:

1. наличие цели. При этом цели формируются органами управления встроенными в систему;

2. наличие в организации определенного числа участников;

3. наличие внутреннего координирующего центра;

4. действия принципа саморегулирования, т.е. координирующий центр самостоятельно принимает решения относительно внутренней деятельности организации;

5. обособленность;

6. организационная культура- совокупность норм поведения, традиций, символов и т.д.;

7. непредсказуемость поведения;

8. уникальность;

9. способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Чаще всего под организацией в менеджменте понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей. Вся деятельность организации проходит ряд стадий жизненного цикла.

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

· Становление

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

· Рост

Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

· Зрелость

Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Этап формализации деятельности— период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

· Упадок

Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия старости. Этап спада.

Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

Организация как юридическое лицо.

Все организации независимо от правовой формы являются юридическими лицами и имеют форму собственности. Любая организация имеет производство, производственный процесс и что-нибудь производит.

Различие между производством и производственным процессом заключается в следующем:

1. Производство- процесс воздействия человека на предмет труда для создания благ и услуг, необходимых для развития общества.

Производственный процесс- совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение предметов труда в готовый продукт.

Наши рекомендации