Система воспитательной работы
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Глава 7
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Воспитание как педагогический процесс
Воспитание — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, способствующая максимальному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с окружающей действительностью в различных ее проявлениях.
Воспитание как педагогическое понятие включает три основных признака:
1) целеустремленность, направленность на какой-то социально-культурный образец;
2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям;
3) наличие определенной системы организуемых влияний.
Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспитание как процесс должно быть направлено на достижение ребенком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром.
Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность (человек) формируется, изменяется, совершенствуется.
Сущность воспитания заключается в том, что воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. С этих позиций воспитание рассматривается как целенаправленная подготовка молодого человека к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Такую миссию в стране выполняют учебные заведения различного уровня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профессиональные и высшие).
Воспитание относится и к психологической сфере, так как процесс воспитания направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир и с позиций психологического подхода взаимодействовать с ним.
И эту важную миссию выполняет педагогика в содружестве с психологией.
Взаимоотношение ребенка с миром опосредовано личными взаимоотношениями с педагогом. Оба эти субъекта неповторимы и уникальны. Педагог опытен и мудр, он определяет отношения, создает атмосферу доверия, регулирует общение, выстраивает педагогическую технологию.
Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, недостаточно развит, но имеет свое «внешнее» и внутреннее лицо, хочет понять педагога, иногда ему помочь, а иногда и сопротивляется воздействию, если сомневается в искренности педагога.
Так постепенно выстраивается педагогическое руководство становлением личности, которое осуществляется в форме субъект-объектного общения. Эта деятельность служит предпосылкой развития очень важных личностных новообразований: нравственного, эстетического, гигиенического, трудового, физического, интеллектуального, психического.
Ценность общения заключается в том, что возникает Я двух субъектов. Я педагога проявляется различными эмоциональными реакциями, рассуждениями, отношением к ученику. Я ребенка выражается взглядом, улыбкой или молчанием, умением слушать первое Я, проявлять к нему любовь и даже ненависть. Часто школьник сопротивляется советам родителей, близких, мотивируя свое несогласие авторитетом учителя, воспитателя. И если учитель, воспитатель подавляет Мученика, он наносит непоправимый ущерб своему авторитету и воспитанию в целом. Если педагогу не удается наладить общение с детьми, то вряд ли ему удастся правильно выстроить технологию воспитания.
Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т. е. доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.
Так постепенно складываются цели воспитания, его задачи, принципы и методы.