Система воспитательной работы современной школы. Классный руководитель

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей

Система воспитательной работы включает в себятри взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: ·

-воспитательная работа в процессе обучения; ·

- внеурочная деятельность; ·

- внешкольная деятельность.

Учебные занятия (прежде всего, уроки) являются преобладающими формами воспитания, ведь именно они занимают основную часть времени в осуществляемом школой педагогическом процессе. Однако, поскольку внеурочная деятельность также обладает большим воспитательным потенциалом, использование её возможностей для воспитания школьников позволяет существенно обогатить содержание и формы воспитания, создать единую воспитывающую среду, повысить эффективность воспитательного процесса. Система воспитательной работы школы рассматривает воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума

Так, в младшем звене важно привить элементарные знания о нравственных формах поведения, коммуникативные навыки. Воспитательная работа в начальной школе выполняетет, помимо образовательной, развивающую и оздоровительную функцию. Они реализуются через внеурочную деятельность и обучающие занятия. Эта работа строится с учетом интересов самих учеников, их семьи, а также возможностей образовательного учреждения. Ответственными за воспитание в школе выступают учитель (классный руководитель), психолог, педагог-организатори т. д. Во многих учреждениях образования происходит возрождение детских общественных организаций. Вступая в их ряды, ученики начинают активно участвовать в жизни класса и школы. На факультативах и различных кружках дети учатся верить в свои силы, самовыражаются в творчестве, помимо этого, повышается их самооценка и мотивация к учебной деятельности.

Воспитательная работа второй ступени сохраняет преемственность с начальнойшколой. Целью воспитания школьников становится формирование гуманистической позиции в общении. Для этого детям предлагается посещать разнообразные кружки, воспитательные мероприятия, участвовать в органах самоуправления. Подростковый возраст очень значим для гармоничного развития личности. И в школах необходимо создать условия, которые помогут подросткам выразить, показать себя, приобрести друзей. Целью многих мероприятий для второй ступени является профилактика наркомании и алкоголизма в подростковой среде. Воспитательная работа в школе по этому направлению предусматривает занятия с психологом, который учит детей отвечать "нет" на давление, иметь свою точку зрения на проблему и при необходимости отстаивать ее, способам разрешения конфликтов. Учитель может организовать воспитательное мероприятие в школе по профилактике наркомании с приглашением специалистов данной сферы (нарколога, инспектора ОДН и др.). Действенны в данном направлении конкурсы рисунков для учащихся, использование медиа-ресурсов на занятиях и беседах.

В старшем возрасте (10-11 класс) воспитательная работа в школе направлена на помощь в самоопределении, самовыражении. Здесь на помощь может прийти деятельность учеников в мастер-классах, самоуправлении и т. д. Все это позволит будущему выпускнику уметь ориентироваться в окружающем мире, а также определиться с выбором профессии и, соответственно, ВУЗа.

Зам.директора по воспит.работе- практический психолог, соц. Педагог, классн. Руков.

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями Классный руководитель. Функции: организ. Воспит., организ. Работы с коллективом класса, индивидуальная работа, учителей-предметников, с родителями, пед. Диангостика. . В своей деятельности классный руководитель может использовать четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от здоровья зависят успехи в учебе и общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам: просвещение детей по программе “Здоровье”, привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей, проведение классных мероприятий, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками. Второе направление – общение. Этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Третье направление– это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Наши рекомендации