Л.1 Детский оздоровительный лагерь как система воспитательной работы

1. Правовые основы деятельности вожатого: основные документы, которыми необходимо руководствоваться воспитателям (вожатым) при работе с детьми в ДОЛ.

2. Права и обязанности воспитателя.

3. Законы лагеря.

4. Режим дня и его организация.

1. Международные документы:

- Конвенция ООН «О правах ребенка»

- Декларация прав человека

2. Федеральные документы:

- Закон РФ «Об образовании»

- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

-Трудовой кодекс Российской Федерации

- Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2011 г. №ВМ-05-07/924

3. Локальные документы

- Программа летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере «Краснодарская смена»

- Приказ «Об открытии детского оздоровительного лагеря»

- Приказ «Об ответственности за противопожарное состояние лагеря»

- Должностные инструкции сотрудников лагеря

- Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в ДОЛ «Краснодарская смена».

Современный детский оздоровительный лагерь − это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

ДОЛ является внешкольным учреждением учащихся в возрасте от 6 до 14 лет. Оздоровительный сезон длится от 14 до 21-26 дней. Работать воспитателями имеют право лица, достигшие 18 лет. С учетом возраста и интересов детей создаются отряды (компании, гильдии). Численность отряда составляет не более 30 человек на 3 воспитателя.

Воспитатель (вожатый) – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой.

В настоящее время слово «вожатый» (воспитатель) ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога. Он должен обладать знаниями: общественно-политическими; знать специфику развития детей и подростков, о временном детском коллективе; знаниями общих основ воспитания; обладать общим уровнем эрудиции. Современный вожатый должен обладать способностями: организаторскими; административными; педагогическими (выраженная склонность к работе с детьми; выраженная склонность к организаторской деятельности). Современный вожатый должен обладать качествами лидера вожатого: общественно-полезная направленность; склонность к творчеству; умение владеть собой; общительность; оптимизм.

На период работы в летнее время вожатые принимаются по срочному трудовому договору. При этом такой договор может иметь различный срок: на одну смену, на несколько смен, на весь период функционирования лагеря.

В лагере создается педагогический совет, в состав которого входит начальник лагеря и все педагогические работники: заместитель директора, педагог-организатор, музыкальный работник, хореограф, инструктор физкультуры, воспитатели.

В течение смены проводятся два крупных педсовета (в начале и в конце смены) и ежедневные планерки. На крупных совещаниях формулируются цель и задачи смены, обсуждается план работы на смену или подводятся итоги смены. На ежедневных планерках анализируется предыдущий и планируется следующий день, обсуждаются возникаюшие проблемы, распределяются дежурные, назначаются ответственные за мероприятия.

2.

Права и обязанности воспитателя:

Воспитатель обязан:

-знать нормативно-правовые документы по образованию, воспитанию,

организации летнего отдыха детей, основы педагогики и возрастной

психологии;

-владеть методикой психологических отношений, методикой общения,

педагогической этикой;

-строить свою работу в соответствии со спецификой временного детского

коллектива;

- нести ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в период выполнения трудовых обязанностей (не оставлять без присмотра детей ни на территории лагеря, ни на территории пляжа);

- являться образцом поведения и отношения к обязанностям и требованиям;

- своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков;
- организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов);
- разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации;

- создавать благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время;
- формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;

- принимать участие в проведении культмассовых мероприятиях;

- обеспечивать контроль над сохранением имущества палат, корпусов, инвентаря;

- организовывать дежурство в жилых корпусах, по территории, по столовой по утвержденному графику;

-контролировать соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня и т.д.: чистоту в палатах и корпусах, соблюдение режима дня и распорядка работы лагеря (экран чистоты);

- обеспечивать контроль за кормлением детей в столовой;

Права воспитателя:

-работать в должности вожатого с 18 лет;

-вносить предложения на обсуждение в совете вожатых и педагогическом

совете;

-пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических

работников лагеря;

-поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;

-применять к детям, не выполняющим требований вожатых следующие

меры дисциплинарного воздействия: индивидуальные беседы, беседы у

старшего вожатого, начальника лагеря;

-иметь один выходной день (сутки) из 7 рабочих дней. График выходных дней согласуется с напарниками. Выходные дни нельзя брать в первые три и последние три дня смены и в дни, когда вы ответственны за общелагерное мероприятие;

- требовать инвентарь и канцтовары от администрации лагеря;

- обращаться к администрации по поводу обслуживающего персонала;

3. Законы лагеря:

1. Закон «Ноль-ноль»

· точно выполняй режим дня;

· вовремя приходи на общелагерные мероприятия и на планерки;

· береги свое и чужое время.

2. Закон уважения (уважение начинается с самого себя)

Закон бережливости.

· бережно относись к лагерному имуществу;

· следи за чистотой и порядком в корпусах и на территории.

4.Закон поднятой руки

· привлекай к себе внимание только поднятой рукой;

· умей выслушать своего товарища

Закон территории

· не покидай территории без сопровождения воспитателей (воспитатели могут покидать территорию только в законный выходной день или с разрешения администрации;

· не допускай присутствия в лагере посторонних лиц

6. Закон природы (бережное отношение к природе)

4. Распорядок дня:

08.00.-Подъём.

08.15.-Зарядка.

08.30.-Экологический рейд.

09.00.-Завтрак.

10.00.-Купание на море, спортивные игры

13.00.-Обед.

14.00.-Тихий час.

16.00.-Полдник.

16.30.-Купание детей на море.

18.00.-Работа мастерских.

19.00.-Ужин.

20.00.-Вечернее общелагерное мероприятие.

21.00.-Сонник.

21.15.-Дискотека.

22.30.-Орлятский круг.

23.00.-Отбой.

Документы, необходимые для приема на работу:

- паспорт;

- справка о наличии (отсутствии) судимости;

- медицинская книжка, с допуском к работе на 2014г.;

- ИНН копия;

- СНИЛС;

- трудовая книжка;

- справка с места работы (учебы);

- документ об образовании;

- документ, подтверждающий обучение в Школе вожатых.

Наши рекомендации