Раскрытие психологической характеристики особенностей учения

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики

Разработка проекта урока

С учетом особенностей обучаемости учащегося

(на основе системно-деятельностного подхода, с использованием принципов индивидуализации и дифференциации обучения)

Студентки группы 2 ПОБ-НАЧ к-в

Андреенко Алены Александровны

Москва, 2016 г.

Пояснительная записка

Раскрытие психологической характеристики особенностей учения

Александр Спицын обучается в ГБОУ школа №1747 с 2014 года и имеет диагноз дебильность (умственная отсталость легкой степени)-это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата способности к выработке сложных понятий. Это нарушает возможность сложных обобщений, препятствует формированию абстрактного мышления.

У Александра недостаточно полный объем знание об окружающем мире. К учебному предмету «окружающий мир» мальчик не проявляет никакого интереса. Не участвует во фронтальной работе, не справляется с самостоятельными и контрольными работами. Он испытывает трудности в установлении простых причинно-следственных связей. На уроках у мальчика низкая активность внимания, не развиты рефлексивные навыки, ему трудно запоминать материал. Также у него возникают трудности при анализе задания и при синтезировании получаемой информации. Ученик не воспринимает учебную инструкцию, работать по ней может только с помощью учителя, при наличии четких и пошаговых указаний. Если на уроке Саше становится неинтересно, то он начинает привлекать к себе внимание: кричать, издавать различные звуки, громко смеяться, играть с канцелярскими принадлежностями.

У Саши преобладает конкретно упрощенное мышление, вследствие чего ему трудно понять всю ситуацию целиком, улавливается лишь внешняя сторона событий, внутренняя их суть оказывается недоступной для понимания. Собственный творческий потенциал у Саши отсутствует, он старается перенимать то, что слышат от других, — их взгляды, выражения, использует известные ему шаблоны в речи. У него отмечается склонность поучать окружающих, рассуждать о том, чего он сам точно не понимает.

Наряду с отсутствием способности к тонкому анализу ситуации, обобщению фактов степени Саша может хорошо ориентироваться в обычной конкретной ситуации, обнаруживает хорошую практическую осведомленность, в некоторых случаях хитрость и изворотливость.

Основные личностные свойства Саши могут определять его характер как переменчивый. У мальчика завышена самооценка.

Особенности взаимодействия Саши с одноклассниками и учителем:

В классе у него складываются непростые взаимоотношения с ребятами. Саша общается с одноклассниками, но иногда ведет себя по отношению к ним недружелюбно.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет Окружающий мир
Класс 2 класс
Тип урока Открытие нового знания
Тема Дикие и домашние животные.
Цель Дать представление о диких и домашних животных.
Задачи Образовательные: -Познакомить с понятиями " домашние " и " дикие " животные; -Формировать представления о сходстве и различиях домашних и диких животных; -Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека. Развивающие: - Расширить кругозор детей о животных. - Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Воспитательные: - Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, - Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Планируемые результаты Предметные: отрабатывать умение классифицировать животных на диких и домашних. Метапредметные: Личностные УУД: 1.1.развивать интерес к предмету; 1.2.формировать уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения. Познавательные УУД: 2.1. ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); 2.2. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД: 3.1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; 3.2. учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания. Коммуникативные УУД: 4.1. уметь донести свою позицию до других; 4.2. слушать и понимать речь других; вступать в беседу; 4.3.уметь сотрудничать в группах .
Используемые источники https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-klass-dikie-i-domashnie-zhivotnie-606349.html http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/11/14/dikie-i-domashnie-zhivotnye
Оборудование учителя Конспект урока, мультимедийная презентация, интерактивная доска, проектор.
Оборудование ученика Дневник, пенал, карточки с заданиями, пустые карточки для ответов.
Примечания к уроку В классе 24 человека, он был поделен на 4 команды с помощью жеребьевки (4 изображения на карточках, какое изображение вытянул – в ту команду ты садишься.) Мотивация: за каждый правильный ответ команда получает баллы. Кто получит больше всего баллов – получит 5.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Примечания
Изучение нового материала Предлагает расшифровать анаграмму и спрашивает, кому будет посвящен урок? ЕЫНТОВИЖ Предлагает отгадать командам загадки. Загадывает каждой команде по две загадки. Если команда не может отгадать – отгадывает другая. 1) Сама пестрая Ест зеленое Дает белое (корова) 2) Хвост крючком Нос пятачком (свинья) 3) Этот зверь тебе знаком, Ест мышей, пьет молоко, Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных (еж) 4) Все следы находит точно Охраняет склады ночью, Уши чуткие и нос– Это друг наш верный (пес) 5) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса, Кто же это? (лиса) 6) По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. (заяц) 7) В деревне, возле дома, Кудахчут у забора, А самый главный - Петя - Горланит на рассвете. (петух) 8)Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его? - … (Медведь) Просить разделить этих животных на 2 группы. Какая команда быстрее догадается – получит балл. (На доске появляется правильный ответ.)   Предлагает сформулировать тему урока, и чему сегодня будут учиться. За правильный ответ – балл команде. Спрашивает, кто такие дикие животные, домашние животные. (На партах лежат перепутанные предложения. Надо собрать текст правильно.) Предлагает собрать текст и проверить предположения о том, кто такие дикие животные. ( Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.) (Домашних животных разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.) Спрашивает, чем они отличаются. Кто правильно ответит – получает балл для команды. (На доске появляется правильный ответ.) Спрашивает о значении домашних животных для человека. (Команда должна посовещаться и назвать как можно больше значений дом.животных для человека.) Записывает на доске ответы детей. Спрашивает, почему важно беречь животных. Расшифровывают анограмму, отвечают.   Отгадывают загадки.   Делят животных на диких и домашних. Говорят, к какой группе относятся изображения животных.   Формулируют тему урока и цель.   Предполагают.     Правильно собирают предложения. Проверяют свои предположения.     Отвечают.   Команда, которая назвала больше значений, получает балл.   Отвечают.       На экране появляются изображения животных для того, чтобы учащиеся смогли проверить, правильно ли они ответили.
Физминутка Читает стихотворение: Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)   Выполняют движения.    
Закрепление изученного материала Просит каждого члена каждой команды написать по 2 диких и по 2 домашних животных на карточках. Потом всем вместе выйти и зачитать.   Предлагает задание: соединить на листе с заданием животного и детеныша (Корова – телёнок. Свинья - поросёнок. Лошадь – жеребёнок. Олень – оленёнок. Волк – волчонок. Овца- ягнёнок. Коза – козлёнок. Собака – щенок. Кошка – котёнок. Белка – бельчонок. Курица- цыплёнок. Утка- утёнок.) Просит команды обменяться листками, проводим взаимопроверку по образцу.   Выполняют задание. Отвечают у доски.   Соединяют на карточках животного и детеныша.     Проверяют друг друга.        
Подведение итогов урока, рефлексия. Организует подсчет баллов.   Спрашивает, какая была тема урока, чему должны были научиться. Просит честно поднять руки тех, кто считает, что работал в своей команде хорошо. (затем тех, кто мог бы работать лучше.) Спрашивает, что на уроке было легко, что давалось трудно. Выставляет отметки, заканчивает урок. Считают свои баллы.   Оценивают свой вклад в работу команды.     Отвечают.    

Класс был поделен на 4 команды с помощью жеребьевки для того, чтобы дети не выбирали команды по тому принципу, с кем им приятней общаться, с тем в команде он и будет работать.

Мотивация: за каждый правильный ответ команда получает баллы. Кто получит больше всего баллов – получит 5. Для Саши очень важна мотивация, без нее он стараться на уроке не будет.

Я выбрала групповую работу как форму, потому что Саша понимает, что у него есть особенности, но он хочет проявлять себя для того, чтобы быть таким, как все. Так же в групповой работе развиваются коммуникативные навыки, ребята взаимодействуют друг с другом, и никто не остается в стороне.

Выполнение каждого задания пошагово объясняется и дается словесная инструкция для того, чтобы ребенок с легкой умственной отсталостью понимал, что необходимо выполнить.

Весь материал дается в игровой, соревновательной форме для того, чтобы материал лучше усвоился.

Используются различные формы работы для того, чтобы ученику не было скучно, чтобы он постоянно находился в деятельности.

Группе, в которой находился Саша, загадки предлагались более легкие для того, чтобы он смог сообразить и помочь своей команде. Тогда бы ребята оценили его вклад в работу команды.

Саше сложно самостоятельно формулировать свои мысли, но с помощью команды он вполне справится с этим заданием. Формируется взаимопомощь и взаимовыручка.

На уроке много используется наглядности для того, чтобы развивать наглядно-образное мышление. Также наглядность способствует лучшему запоминанию.

После выполнения каждого занятия учитель снова мотивирует учеников тем, что за быстрое или правильное выполнение они получат баллы. Если у Саши не будет стимула, то он будет выполнять задания неохотно, без желания, бездумно.

Задание для самостоятельного выполнения еще раз дает ученику понять, что его вклад в работу команды очень важен, и если он не выполнит его, то его команда потеряет баллы.

У мальчика завышенная самооценка, поэтому учитель просит самостоятельно и честно оценить свою работу на уроке. Затем спрашивает, какой вклад он внес в работу команды, какие задания помогал выполнить. Тем самым мальчик проанализирует свою деятельность на уроке.

Все вышеперечисленные приемы, формы, деятельность учителя подводят ученика к достижению цели урока, а именно к получению представления о диких и домашних животных.

Я считаю, что этот урок будет способствовать положительной динамике развития ученика с легкой умственной отсталостью, и он усвоит полученный им материал, так как используются различные формы работы, присутствует мотивация, ученик работает в группе и старается для того, чтобы его команда победила и получила хорошие отметки, учится высказывать свое мнение, анализировать получаемую информацию, оценивать свою деятельность на уроке. Также ученик получает четкие указания учителя для того, чтобы справиться с выполнением заданий. Некоторые из них подбираются с учетом его особенностей и имеют более упрощенную форму.

Наши рекомендации