Механизмы оценки качества образования
4.1 Ключевым элементом СОКО ТО является вертикально - интегрированная система получения, сбора, переработки, хранения и практического использования информации о показателях и индикаторах качества образования. Стабильное функционирование информационной подсистемы СОКО ТО обеспечивается введением конкретного набора показателей и механизмов оценки индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, оценки результатов педагогической деятельности, оценки результатов деятельности образовательных учреждений, оценки результатов деятельности муниципальных образовательных систем.
4.2. Для оценки индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся предусматриваются следующие основные механизмы:
-текущие и рубежные формы диагностики и оценки предметных знаний, компетентностей и социального опыта обучающихся на уровне образовательного учреждения;
-ежегодное проведение региональных мониторинговых исследований качества знаний, умений и навыков обучающихся по предметам инвариантной части базисного учебного плана, уровня сформированности компетентностей;
-государственная (итоговая) аттестации выпускников 9, 11 классов;
-участие обучающихся в международных сравнительных исследованиях качества образования;
-участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Основной формой комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся является «портфолио ученика». Порядок формирования портфолио и его использования для индивидуализации образовательных программ, выявления и поддержки одаренных детей, итоговой аттестации выпускников устанавливается локальными актами образовательного учреждения.
4.3. Для оценки профессиональной деятельности педагогических работников и результативности педагогического труда предусматриваются следующие механизмы:
-аттестация педагогических работников и административно – управленческого персонала образовательных учреждений с участием независимых экспертов из представителей общественности;
-конкурсный отбор лучших учителей, воспитателей дошкольных учреждений и педагогов учреждений дополнительного образования на получение премии Томской области в сфере образования;
-конкурсный отбор лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта;
-конкурсный отбор лучших педагогов в рамках профессиональных творческих конкурсов «Учитель года», «Сердце отдаю детям»;
-различные модели оценки результативности педагогической деятельности для установления стимулирующих выплат на уровне образовательного учреждения.
Главным критерием в оценке результативности педагогического труда является динамика учебных и внеучебных достижений детей, обучающихся у педагога.
4.4. Оценка деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе следующих механизмов:
-лицензирование образовательной деятельности, в ходе которой осуществляется комплексная экспертиза условий образовательной деятельности;
-государственная аккредитация образовательных учреждений, в ходе которой осуществляется комплексная экспертиза качества образовательных программ и конечных результатов образовательной деятельности;
-различные формы контрольных проверок, осуществляемых в рамках государственных функций по контролю и надзору за исполнением законодательства в сфере образования;
-конкурсный отбор лучших учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
-комплексная сравнительная оценка деятельности общеобразовательных учреждений в процессе принятия на муниципальном уровне решения о распределении стимулирующего фонда оплаты труда между учреждениями муниципального образования;
-ежегодный публичный доклад руководителя образовательного учреждения, согласованный с общественным советом образовательного учреждения.
Главными критериями комплексной оценки деятельности образовательных учреждений в ходе распределения стимулирующего фонда оплаты труда являются: динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся; оценка реального влияния внедряемых новшеств на динамику конечных результатов образовательной деятельности.
4.5. В рамках СОКО ТО предусматривается ежегодное проведение комплексной сравнительной оценки состояния и развития муниципальных образовательных систем. Оценка муниципальных образовательных систем осуществляется на основе двух механизмов:
-мониторинг состояния и развития муниципальных образовательных систем на основе комплекса показателей и индикаторов, устанавливаемых Департаментом общего образования Томской области;
-публичные ежегодные доклады руководителей муниципальных органов, органов управления образованием, согласованные с муниципальным общественным советом по образованию.
Результаты комплексной оценки являются основанием для распределения стимулирующего фонда оплаты труда между муниципальными образованиями в ходе формирования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ.
4.6. Основными источниками информации для оценки качества образования являются:
- различные формы и результаты профессиональной экспертизы качества образования, осуществляемой представителями профессионального образовательного сообщества;
- статистические данные и аналитические материалы организационных структур, выполняющих функции по организации и проведению оценочных процедур, аналитической обработке и представлению информации потребителям;
- различные формы и результаты общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов;
- публичные отчеты об образовательной и финансово – хозяйственной деятельности;
- результаты контрольных проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях;
- результаты целевых соцопросов и мониторинговых исследований качества образования.