Глоссарий по теме «Деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста».
Таблица 1
Понятие | Определение | Родовое понятие | Видовые отличия | Автор | Источник |
Образовательный процесс | Профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все его компоненты. Данное взаимодействие имело характер воспитательно-образовательной работы (20-60 гг.), учебно-воспитательной работы (70-80 гг.). В центре его находится ребенок, усилия всех участников процесса направлены на достижения ребенка (тогда как в центре педагогического процесса находится педагог, он главное действующее лицо, организатор взаимодействия с детьми). | Взаимо-действие | -професси-ональное организо-ванное; - в центре - достижения ребенка; - включает воспита-тельный и образова-тельный компоненты. | В.А. Сластенин | Сластенин В.А. Педагоги-ка. – М.: Академия, 2005. – С. 93. |
Совокупность целенаправленного учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с ГОСом. | Процесс | -целенап-равленность; -совокуп-ность учебно-воспита-тельных и самообразовательных компонентов. | В.М. Полонский | Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. – С.341. | |
Смена состояний системы образования как деятельности. Деятельность в ее динамике. Лишь мысленно остановив образовательный процесс, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности. | Деятель-ность в динамике | П.И. Пидкасис-тый | Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2008. – С. 421. | ||
Педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов | Измене-ние состояния субъектов обучения | - обосно-ванность; - последо-вательность - непрерыв- ность; - специально организованная среда. | А.В. Хуторской | Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. - 2003, № 8. - С. 108. | |
Деятель-ность | Целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов. | Система действий | - цель; -мотивация; - направ-ленность на результат | В.И. Загвязин-ский | Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Academia, 2008. – С. 74. |
Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. | Взаимо-действие | -цель; -активность; воздействие. | Д.Б. Эльконин | Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2008. – С. 97. | |
Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. | Активное отноше-ние | - цель; - преобра-зование | П.И. Пидкаси-стый | Педагогика: - М.: Пед. общ-во России, 2008. – С. 346. | |
Деятельностный подход | Такая организация обучения и воспитания, при которой ученик действует с позиции активного субъекта познания, труда и общения, у которого целенаправленно формируются учебные умения по осознанию цели, планированию хода предстоящей деятельности, ее исполнению и регулированию, выполнению самоконтроля, анализа и оценки результатов своей деятельности. | Организа-ция обучения и воспита-ния | -активность ученика; целенапра-вленность формирова-ния учебных умений | В.А. Сластенин | Сластенин В.А. Педагоги-ка. - М.: Академия, 2005. – С. 455. |
Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными техно-логиями, приемами, да и теоретическими особенностями. Это не совокупность образовательных технологий методических приемов. | Органи-зация обучения и воспита-ния | А.А. Леонтьев | Что такое деятельностный подход в образовании [Электронный документ]. Режим доступа: http://school11.uni-dubna.ru/deiatelnost/Konf_seminar/2011-2012/20.12.2011/statiya.pdf ( | ||
Учебная деятель-ность | Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. | Деятель-ность | Д.Б. Эльконин | Детская психоло-гия. - М.: Академия, 2008. – С. 231. | |
УУД (универсальное учебное действие) | В широком смысле: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле: совокупность действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса | Одновре-менно способ-ность к самораз-витию и совокуп-ность действий по его осуществ-лению. | А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен-ская и др. | Как проекти-ровать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. – С. 21. | |
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса | Обучение | Познавательные УУД: общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД | Федераль-ный государственный образова-тельный стандарт начального общего образования | ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx≤catalogid=959 |