О причинах, порождающих дисграфию и дислексию
Цель методики «И. О. Д.».
Методика «И. О. Д.» является доступным способом решения многих учебных проблем, связанных с наличием дисграфии и дислексии у детей младшего и среднего школьного возраста.
В настоящее время проблемы такого рода.наблюдаются у 10 — 15 % всех учащихся. Проявления эти могут носить различный характер, от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма; от замедленного темпа чтения до неспособности воспринимать смысл письменного текста или соотносить звук и его графическое изображение. В любом, даже самом легком случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и, к сожалению, хорошо знакомые многим учителям, детям, родителям трудности в учебе.
Ребенок тратит огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Результаты не соответствуют количеству затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учебе в целом, формируется негативное отношение к школе, учителям, образованию. Зачастую параллельно у ребенка складывается заниженная самооценка, формируются комплексы, появляется чувство вины и неверие в собственные силы.
Родители и учителя знают, как сложно изменить подобную ситуацию.
Методика «И. О. Д.» — путь, который позволяет решить подобные проблемы. Занятия по методике лишены монотонности, они не требуют чрезмерных затрат времени. Все упражнения, проделываемые ребенком, осмысливаются им в беседах с руководителем. Каждый успех закрепляется на эмоциональном и двигательном уровне. Главным результатом занятий является не просто уменьшение числа и остроты учебных проблем, а то, что учеба начинает приносить радость и удовлетворение, сам учебный труд становится легким и перестает быть препятствием на пути к знанию.
Предлагаемая методика ориентирована прежде всего на младших школьников, но может быть использована и для подготовки к школе четырех- и пятилетних детей, а также для коррекции учебной деятельности учеников средних и старших классов. В ряде случаев эта методика дает хорошие результаты для повышения грамотности письма, совершенствования аудиовосприятия, улучшения памяти у взрослых.
Применение методики не требует специальных знаний и навыков. Вести занятия по ней могут и учителя, и родители. Вот почему нижеследующее описание методики не претендует на строгую научность и обоснованность. Мы выбрали для него популярную форму изложения, постарались не загромождать излишними терминами, — словом, сделали все, чтобы она стала понятной максимальному числу заинтересованных читателей.
О причинах, порождающих дисграфию и дислексию
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей — тех, кого принято называть правшами, — большим по объему и весу является левое полушарие. У. мужчин подобная ассиметрия полушарий выражена особенно ярко, у женщин она чуть меньше, но также присутствует. При этом левое полушарие «отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположных полушарий.
Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно-левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое — как рефлекторное («могу»).
Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому называемая «мозолистое тело». Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.
Эта связь у большинства людей формируется в период младенчества, пока функции полушарий еще не оформились окончательно. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука — левая нога, левая рука — правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне. В дальнейшем такие люди при движении демонстрируют преобладание правого «рефлекторного» полушария. А их левое полушарие высвобождено для анализа получаемой постоянно информации.
Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращен, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще «выпадает», то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом. В наиболее тяжелых случаях такой человек напоминает_ту самую сороконожку, которая задумалась, с какой ноги ей пойти. Человек демонстрирует преобладание левого полушария во время телодвижений, он «не доверяет» своему правому полушарию. Как следствие левое полушарие теряет энергию, необходимую ему для познания.
Так еще в младенчестве и в раннем детстве формируется один из двух способов взаимодействия полушарий мозга в процессе деятельности тела. В первом случае какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие, например, получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушариями.
Во втором случае, активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозг — тело. Мозолистое тело становится своеобразным барьером, отделяющим одно полушарие мозга от другого и каждое из полушарий от одноименной половины тела.
Каждый из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в младенчестве, позднее закрепляется и сказывается на всей деятельности человека — как физической, так и интеллектуальной. В первом варианте это взаимодействие становится основой дальнейшего развития и обучения. Во втором — препятствием. Случается, что второй способ взаимодействия может возникнуть в результате физической травмы, стресса. Оказавшись удобным в такой ситуации, он закрепляется в качестве основного.
Людей, которым присуща кооперация деятельности полушарий головного мозга, можно назвать двусторонними. При проверке тестом «вытянутые руки» они демонстрируют сильную мускульную реакцию, подтверждающую «включенность» правого полушария, взаимодействие обеих частей головного мозга.
Люди, у которых в каждый данный момент работает только одно полушарие, могут быть названы односторонними. Взаимодействие между полушариями у них почти или совершенно отсутствует. При переходе от одного вида активности к другому им требуется «переключить» полушария. Уменьшается энергия, идущая на выполнение основной работы. При проверке такие люди демонстрируют слабую мускульную реакцию на тест «вытянутые руки». «Односторонние» люди испытывают серьезные трудности как при выполнении сложных, требующих хорошей координации движений, так и при познавательной деятельности. Последняя не в меньшей степени, чем первые, нуждается во взаимодействии полушарий.
Каждое из двух полушарий постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом, оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так, с его помощью мы узнаем знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по двум-трем фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи.
Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием дает возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью.
Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, помимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Однако левое полушарие не обладает способностью запоминать и без участия правого полушария, без использования его способности к целостному восприятию, вынужденно вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании.
Ясно, что человеческое общение, познание окружающего мира без видимых усилий, обременительных повторений требуют слаженной работы обоих полушарий головного мозга.
Отсутствие этой слаженности — основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия — вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.
Для этого нужно: своего рода перепрограммирование одностороннего взаимодействия мозг — тело на двухстороннее. Требуется преодолеть функциональный барьер, разделяющий полушария мозга.
Условно этот барьер может быть назван средней линией. Она или наглухо отделяет полушария друг от друга, или значительно ограничивает, сужает пространство их взаимодействия. Цель методики «И. О. Д» заключается в том, чтобы расширить пространство взаимодействия, превратив среднюю линию в среднее поле, преобразовав барьер между полушариями в мост, связующий их.
Другой причиной, порождающей учебные проблемы, является сама организация образовательного процесса, выработанная человечеством на протяжении многих сотен лет и все еще далекая от совершенства. Характерными чертами этого процесса являются искусственность, скачкообразность, внешняя заданность, слабость или отсутствие у учащихся внутренних стимулов.
Каждый человек рождается на свет наделенным мощным инстинктом познания. Именно этот инстинкт заставляет младенца до трех лет «тянуть все в рот», а ребенка, освоившего речь, докучать взрослым вечным вопросом «почему?» Этот же инстинкт позволяет всем нам в раннем возрасте бессознательно и без видимых усилии осваивать огромный объем информации и овладевать важнейшими навыками ходьбы, членораздельной речи, предметной деятельности. Едва родившись на свет, человек начинает учиться. Учится он тому, что жизненно необходимо знать, постепенно узнавая окружающий мир. Мало-помалу возрастает сложность приобретаемых навыков. Весь процесс происходит естественно и плавно. Важной его чертой является сочетания познания и движения. Ребенок ползает, ходит, берет в руки предметы, трогает их, щупает. Он не просто движется, он постоянно меняет виды деятельности и именно благодаря этому познает окружающий мир.
Достижение каждого, пусть самого маленького результата удовлетворяет насущную потребность понять, знать и тем самым служит подкреплением полученному результату. Знание, добытое «само собой», невзначай, навык, сложившийся непроизвольно, дают ощущение успеха, радости. Эти чувства становятся внутренним стимулом дальнейшего познания.
Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счету картина резко меняется. Ребенка побуждают учиться внешние причины — воля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учебы вообще и обучения конкретным предметам ребенку далеко не всегда понятны. Само обучение происходит часто скачкообразно, в темпе не отвечающем внутреннему развитию конкретного ученика. И, наконец, от ребенка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, радость ему доставляет лишь хорошая оценка. Исчезает внутренний стимул к учебе, формируется негативное отношение к процессу получения знаний.
Методика «И. О. Д.» основана на использовании движения как способа преодоления учебных проблем. Двигательная, по своей сути, реакция на тест «вытянутые руки» служит в предлагаемой методике не только способом проверки характера взаимодействия полушарий головного мозга, но и внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.
Основные элементы методики «И. О. Д.»
Итак, именно движение лежит в основе методики «И. О. Д.». Движение в сочетании с умственной деятельностью делает процесс обучения внутренне мотивированным, подкрепляет его положительным стимулом.
Первым элементом методики являются подготовительные упражнения — разминка для мозга. Они помогают снять эмоциональное напряжение, негативные проявления стресса, способствуют концентрации для выполнения других упражнений. Разминкой для мозга можно воспользоваться в любой ситуации, требующей сосредоточенности и внимания.
Второй элемент — тест «вытянутые руки», показывающий мускульную реакцию на внешний раздражитель. Сильная реакция свидетельствует о «включенности» обоих полушарий и об их «двустороннем» взаимодействии. Слабая реакция — свидетельство «выключенности» правого полушария и преобладающей «односторонности».
Проверка мускульной реакции демонстрирует ответ тела на работу мозга. Она наглядо показывает ученику деятельность его больших полушарий, обеспечивает обратную связь между телом и мозгом и, благодаря этому, становится важнейшим положительным стимулом для закрепления новых навыков. Поняв и физически ощутив новый для него способ действовать, причем способ более легкий и приятный, тело человека «забывает» старый способ, вызванный физической или эмоциональной травмой или подражанием чужим образцам. В дальнейшем тело, «зная» новый способ, «не хочет» возвращаться к старому, а значит, получают развитие здоровые, правильные и полезные модели и деятельности, и обучения.
Третий элемент представляет собой стержень всей методики. Он может использоваться в двух вариантах: ползанье или скрестная ходьба (т. е. ходьба, при которой в каждом шаге рука касается поднятого колена противоположной ноги — своеобразная имитация ползания).
И ползанье, и скрестная ходьба издавна применялись в медицине для восстановления нервных функций после тяжелых поражений мозга. Позднее было замечено, что в случаях, когда таким образом лечили детей, перенесших мозговую травму, они легче и быстрее обучались чтению. Скрестную ходьбу и ползание стали использовать для решения учебных проблем. Способ оказался достаточно эффективным, но большинству детей, страдающих элементами дисграфии и дислексии, он не помогал.
Скрестная ходьба и ползание полезны и достаточны для тех, кто в младенчестве много ползал. Это упражнение позволяет им легко восстановить когда-то имевшийся навык совместной работы полушарий головного мозга. Но если ползание в младенчестве было недостаточным, данное упражнение само по себе не сумеет создать нужный способ взаимодействия полушарий при движении. Излишний сознательный контроль левого полушария над телом сохранится. Отсюда становится ясной необходимость четвертого элемента — перепрограммирования модели взаимодействия.
Перепрограммирование с последующей интеграцией полушарий головного мозга дает возможность корректировать взаимодействие мозг — тело и полушарий между собой.
Перепрограммирование включает в себя скрестную ходьбу (ползание) и тест «вытянутые руки». Скрестная ходьба сравнивается с «кукольным шагом», а затем за счет фиксации мускульной реакции изменяется стереотип движения во время как скрестного, так и кукольного шага. Мускульная реакция позволяет почувствовать смену стереотипа, т. е. происшедшее перепрограммирование. Обсуждение этой важной перемены в беседе между преподавателем и учеником ложится в основу интегрирования двух полушарий в единое целое.
Пятый элемент — пересечение средней линии. Оно достигается за счет упражнений, в основе которых лежит воспроизведение на плоскости и в пространстве фигуры восьмерки. Способ выполнения восьмерки всякий раз связан с конкретной задачей обучения письму, чтению, аудиовосприятию, тренировки памяти. Восьмерка развивает и совершенствует возникший благодаря перепрограммированию, новый стереотип взаимодействия полушарий мозга. Восьмерка улучшает координацию движений ученика.
Шестой элемент методики основан на элементах рефлекторно-точечной стимуляции мозга. Это своего рода массаж «кнопочек мозга».