Занятия по раннему развитию на дому. Мартин Кливер, Гамбург
В Германии и Австрии дети с отставанием или нарушениями в развитии в первые семь лет жизни имеют право на помощь по адаптации в обществе, это происходит в форме занятий по раннему развитию.
- Такие занятия проводятся в привычной для ребенка среде, то есть дома, в кругу семьи или в яслях, один-два раза в неделю.
- Они направлены на сенсорное, моторное и речевое развитие в объеме, соответствующем возрасту и общему уровню развития. Цель занятий - стимулировать самовосприятие ребенка, воспитывать у него чувство доверия к окружающему миру, чтобы он мог достичь в нем максимальной самостоятельности.
- Занятия по раннему развитию подразумевают интенсивное участие родителей и всей семьи в процессе терапии, консультативную помощь в решении бытовых проблем: к примеру, при обращении к терапевтам, врачам, в детские сады и в государственные учреждения.
- Как форма лечебно-педагогической деятельности, занятия по раннему развитию опираются на медицинские, психологические и педагогические методики и нацелены на удовлетворение не только физических, но и психических потребностей ребенка.
Лечебная эвритмия. Мартин Кливер, Гамбург
Лечебная эвритмия - это особый вид терапии движением, разработанный на основе антропософского представления о развитии человека. Она исходит из идеи психического восприятия как резонанса внешних ритмов, звуков речи или музыкальных фраз. Другими словами, она пытается чисто антропологическими методами установить связь между психическим восприятием и его пространственным выражением (движением). Ритмичное топание и хлопание, пробегание по траектории определенной конфигурации, оформление гласных и согласных звуков жестами, упражнения с палочками на ловкость пальцев и рук или для тренировки чувства пространства - вот некоторые элементы лечебной эвритмии. При этом целью занятий в комбинации с лечебной педагогикой может быть улучшение самовосприятия в движении и, в конечном итоге, улучшение моторики.
В Доме Миньон лечебная эвритмия назначается в сочетании с сенсорной интеграцией в диалоге, поскольку, побуждая к движению извне, она, со своей стороны, развивает и тренирует внутреннюю способность ребенка планировать и осуществлять определенные движения.
Метод Фельденкрайза
Я впервые познакомилась с методом Фельденкрайза шестнадцать лет назад. Израильский физик Моше Фельденкрайз разработал систему упражнений на основе гениального в своей целостности исследования связей между телом, разумом и душой.
Его основные методы - функциональная интеграция (индивидуальные тактильно-двигательные занятия в диалоге с ребенком/взрослым) и осознание через движение (занимающиеся в группе двигаются сами, каждый по-своему, следуя вербальным указаниям тренера).
Оба метода основываются на физиологических позах и схемах движения, а также на потребностях данного человека или группы. Занятия, как индивидуально, так и в группах, проводятся с использованием диалога (см. список рекомендованной литературы в конце книги).
Вначале меня особенно привлекал педагогический подход Фельденкрайза, полностью совпадающий с подходом сенсорной интеграции в диалоге. «Техника» занятий, однако, намного сложнее и шире!
В сравнении с сенсорной интеграцией в диалоге работа с ребенком по методу Фельденкрайза проходит более спокойно и упорядоченно. Она включает элементы игры при более ярко выраженной направляющей роли терапевта.
Владея обоими «инструментами», я в каждом отдельном случае решаю, что больше подходит ребенку. Я направляю некоторых детей, занимающихся у меня сенсорной интеграцией, на дополнительные занятия к своим коллегам, практикующим метод Фельденкраиза, и, наоборот, детей, с которыми я работаю по Фельденкрайзу, - на занятия сенсорной интеграцией. В ряде случаев я объединяю оба метода.
(В Германии адреса тренеров, работающих по методу Фельденкраиза, можно получить в Немецкой гильдии Фельденкраиза в Мюнхене.)