Лекция 3 Качество образования
1. Понятие и показатели качества образования.
2. Государственный контроль в сфере образования.
3. Международные критерии оценки качества образования.
4.Система менеджмента качества высших учебных заведений
1. Понятие и показатели качеств образования.Качество образованияна современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой.
Качество обучения –совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающихвозможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитиюличности обучаемого.
Качество– это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса, состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентовкак объекта образовательного процесса учебного заведения.
Качество образования дополнительно включает востребованность выпускников учебного заведения, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей, связи «вуз–производство», отсутствие или наличие рекламаций. В современной концепции образование рассматривается как непрерывный, гибкий, целенаправленный, демократичный процесс получения знаний на протяжении всей жизни человека.
Наиболее обобщенными показателями, характеризующими масштаб вуза, считаются число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.
Потенциал вуза показывает его возможности и характеризуется следующими показателями:
– квалификационным составом преподавательского и научного коллективов;
– наличием признанных научных школ;
– количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей;
– наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования;
– наличием современной информационной и компьютерной базы;
– наличием собственных учебных и методических разработок;
– имеющейся территорией и возможностью ее развития;
– широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.
Показатели полезности труда коллектива вуза:
– доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;
– количество выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении;
– количество выпускников, строящих научно-педагогическую карьеру;
– количество выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в стране и других государствах;
– количество учебных планов, учебников, учебных пособий, методических разработок и т.п., использующихся в других вузах;
– количество научных и технических разработок, внедренных в производство.
Показатели качества труда– это степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Для вуза такими показателями являются:
– уровень оценки знаний учащихся в процессе обучения;
– квалификационные оценки выпускников членами государственной аттестационной комиссии;
– соответствие профессиональных умений выпускников требованиям занимаемых рабочих мест;
– адекватность и широта спектра образовательных технологий, используемых в учебном процессе;
– соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших мировых стандартов;
– степень соответствия принятых условий учебы и труда санитарным и экологическим нормам, обеспечение безопасности труда и учебы;
– обеспеченность современным учебным оборудованием;
– доступность использования компьютерной техники и ее возможностей;
– доступность и качество учебной и научной литературы;
– выбор адекватных технологий при подготовке учебного материала.
Оценить оперативность вузаможно:
– наличием элементов гибкости и вариативности в учебных планах;
– обновляемостью спектра специальностей;
– разнообразием форм и видов предоставления образовательных услуг;
– современностью используемого учебного оборудования;
– универсальностью учебного и исследовательского оборудования;
– обновляемостью управленческих, преподавательских и научных кадров;
– использованием в процессе обучения и научных исследованиях последних достижений науки и техники;
– степенью свободы и оперативности принятия решений на уровнях управления (кафедра, факультет, отдел, лаборатория).
Показатели эффективности деятельностивуза отражаются соотношением достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов:
– количество выпускников на одного преподавателя;
– количество площадей на одного студента, слушателя;
– сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);
– количество отдельных видов материальных (единиц компьютерной, аудио- и видеотехники, учебной и учебно-методической литературы) и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника;
– производительность труда (выработка).