Реформирование и тенденции развития высшего юридического образования в Украине на современном этапе.
Произошло качественное изменение социальной значимости юриспруденции. Юридическая профессия стала одной из наиболее престижных. Вместе с тем шаги по реформированию юридической сферы в государстве ограничиваются областью законодательства и перестройкой юридической практики. Эффективность реформирования как в правовой сфере, так и в масштабах всего общества непосредственно зависит от уровня квалификации юридического корпуса государства. Сегодня насыщенность страны юристами недостаточна. Их подготовка осуществляется в основном для правоохранительных органов, где сосредоточено подавляющее большинство юридических кадров. Вместе с тем в органах государственной власти и управления, в сфере экономики многие должности, требующие правовой подготовки, замещаются специалистами без юридического образования. Да и в системе правоохранительных органов специалистов с высшим юридическим образованием маловато.
Сложное положение со специалистами среднего звена в судах (судоисполнители, завканцеляриями, секретари судов и секретари судебных заседаний). В органах записи актов гражданского состояния около 60% сотрудников не имеют специального образования.
Система высшего юридического образования сегодня сложна и взаимодействует с политическими, экономическими, культурными и социальными системами. В этих условиях высшее юридическое образование не может быть пассивным, а должно существенно и динамично влиять на окружающую среду, формируя цивилизованное демократическое правовое поле. В этом заключается его положительная роль и просветительская миссия.
Тенденции и проблемы в системе высшего юридического образования позволяют очертить пять направлений, а именно: соответствие высшего юридического образования современным требованиям, содержание образования, качество образования, финансирование и управление, сотрудничество и социальное партнерство.
С момента провозглашения независимости государство существенно повлияло на формирование собственной системы высшего юридического образования. Сформирована сеть высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юридических кадров по образовательно-квалификационным уровням младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. На сегодня в состав сети входят 189 высших учебных заведений І—ІV уровней аккредитации. Среди них 134 принадлежат к государственной форме собственности и 55 — к другим формам собственности. В том числе Министерству образования и науки Украины подчинено 60 высших учебных заведений, из них 35 ІІІ—ІV уровней аккредитации и 25 — І—ІІ уровней аккредитации. Общий лицензированный объем составляет почти 27 тыс. вакантных мест, из них 82% принадлежат высшим учебным заведениям государственной формы собственности. Сеть по лицензированному объему обеспечивает четыре вакантных места на 10 тыс. населения Украины, из них 3,5 приходится на высшие учебные заведения государственной формы собственности. Доля 55 других учебных заведений в формировании потенциала сети незначительна и составляет 0,5 вакантного места на 10 тыс. населения Украины.
Из 189 высших учебных заведений далеко не все получили право на предоставление образовательных услуг в соответствии с процедурой, установленной Кабинетом министров Украины от 11 февраля 1996 года (постановление № 200). Это постановление правительства регламентирует порядок организации образовательной деятельности с обязательной проверкой профессиональным советом. Он проверяет соответствие высших учебных заведений лицензионным требованиям в отношении кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения. Сегодня имеем неединичные случаи, когда учебные заведения без ведома МОНа и профессионального совета открывают обособленные структурные подразделения, осуществляющие образовательную деятельность по специальности «Правоведение» с нарушением лицензионных требований.
Потенциал сети подготовки юристов в разрезе регионов существенно дифференцирован. Лицензированный объем в расчете на 10 тыс. населения регионов составляет: северный — 10,2 вакантного места, восточный — 4,7, южный — 3,0. Западный и центральный регионы имеют по два вакантных места. Как результат, объем подготовки специалистов по направлению «Право» распределен по регионам неравномерно. Он сконцентрирован в основном в северном и восточном регионах. Следует подчеркнуть, что лицензированный объем преимущественно приходится на высшие учебные заведения МВД, Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого, Национальный университет имени Тараса Шевченко, Одесскую национальную юридическую академию, Государственную академию налоговой службы, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Военный институт при Национальном университете «Львовская политехника». Лицензированный объем этих высших учебных заведений по программам специалиста, магистра составляет около 80 процентов общего лицензированного объема по этим образовательно-квалификационным уровням направления «Право».
Неравномерное распределение высших учебных заведений и лицензированного объема порождает определенные социальные проблемы, поскольку для молодежи различных регионов создаются неравные возможности для получения высшего юридического образования. Сегодня необходимо при планировании зачисления учитывать материальное положение рядовой семьи, которая пока не имеет финансовой возможности отправить выпускника школы на учебу в отдаленную область, город.
Для улучшения юридического образования в условиях адаптации законодательства Украины к международным и европейским стандартам необходимо
— завершить разработку и внедрение государственных стандартов высшего юридического образования с одновременным внедрением системы государственного контроля за уровнем профессиональной подготовки юристов;
— изучить состояние обеспечения юридическими кадрами с высшим образованием органов государственной исполнительной власти, правоохранительных, судебных органов социальной защиты населения и определить потребности в специалистах по уровням подготовки и специализациям;
— разработать и утвердить перечень должностей, которые могут занимать выпускники высших учебных заведений с юридическим образованием в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем;
— предусмотреть новые специализации в юридических учебных заведениях с учетом современных видов юридической практики;
— развивать международные связи в юридическом образовании, связанные с разработкой учебных программ и иных компонентов образования, направленных на интеграцию юридического образования в мировое образовательное пространство;
— создать гибкую разветвленную систему последипломного образования путем переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям юридической науки и практики с оптимальными сроками, периодичностью обучения и обеспечением обновления его содержания;
— разработать и принять государственную программу поддержки издательств, выпускающих юридическую литературу.