Упражнения, развивающие визуальное мышление по дисциплине «Фактурное моделирование образа».

Самостоятельная работа по созданию композиций натюрмортов(поЛ.А. Савчук).

Выявляя «внутреннюю сущность» предмета, наделяя его психологией, определяя его «этическую» ценность, студенты-кукольники определяют психологию персонажа-человека через функции предмета («психологическая деталь», знак времени, отражения внешнего и внутреннего мира человека). Целью создания композиций является практическое применение приобретенных знаний при создании собственных произведений: применение разноуровневых связей между предметами, использование их образных качеств.

Студенты обучаются на собственном опыте законам композиции. Не композиции по законам, а по композиции законам, не обучение им, а подведение к ним. Они развивают коммуникативные способности: лояльность, гибкость, убедительность, принципиальность - при обсуждении работ-композиций на показах. Они развивают оригинальность мышления и воспитывают свои эстетические чувства.

Принцип занятий – воображение, фантазия и ограничение. Ограничение - толчок к развитию творческой мысли. При получении темы студенты получают и задание-ограничение.

Само занятие проходит по плану:

· просмотр всех работ;

· обсуждение каждой работы;

· подведение итогов обсуждения.

При обсуждении студенты делятся на две группы. Позиция одной - «мне нравится работа», позиция другой – «мне не нравится работа». Каждая группа доказывает свою позицию, анализируя увиденное. Педагог принимает участие в обсуждении наряду со всеми, но его задача подчеркнуть удачные детали в композиции, привлечь к этому внимание студентов. После разбора всех произведений студенты вместе с педагогом обобщают полученные впечатления. Педагог направляет внимание студентов в русло темы данного занятия.

Темы композиций и план занятий

1. Тема: «Автопортрет». Тема занятий: Композиция - совокупность предметов, расположенных определенным образом.
Задание: найти предметы и материалы и сделать из них композицию, которая наиболее отражает характер. * предмет, его эстетическая ценность (форма, цвет); * предмет - информационный знак, ассоциативный образ; * взаимосвязь предметов в композиции, смысловое значение композиции.
2. Тема: Семья. Родня. Человечество. Тема занятия: Композиция - игра соотношений форм
Задание: создать композицию из предметов, минимально различающихся по качеству формы. * предмет - геометрический объем, сходство между элементами окружающего мира и простейшими объемами; * ритм как средство художественной выразительности; * равновесие - пропорциональное отношение по величинам; * зрительно-осязательные качества материала, образность этих качеств; * нюанс - минимальное различие качеств формы.
3. Тема: Гармония Тема занятия та же (предыдущая)
Задание: Создать композицию из трех предметов (материалов), различных по своей форме, объему, фактуре. * контраст - максимальное различие качеств формы; * различные степени контрастности; * гармония - объединение различных частей на основе какого-либо общего признака: величины, массы, цвета, фактуры, силуэта; * красота - одушевленная гармония, наполненная человеческим чувством и смыслом.
4. Тема: Дорога жизни. Река времени. Штиль. Пустыня. Тема занятия: Композиция - модель пространства.
Задание . Создать композицию, используя вертикальное построение горизонталей или наоборот горизонтальное построение вертикалей. * особенности зрения человека; * вертикаль и горизонталь - основные пространственные координаты; * диагональ в пространстве композиции; * образное освоение пространства через вертикаль и горизонталь.
5. Тема: Отражение. Мираж. Аккорд. Хорам. Тема занятия та же (предыдущая).
Задание. Создать композицию из предметов и материалов, соблюдая симметричное расположение предметов. * композиционный центр - камертон для остальных предметов; * симметрия - средство гармонизации формы наряду с ритмом и пропорциями; * симметрия лучевая, радиальная (относительно центра), зеркальная (относительно оси симметрии); * асимметрия - средство художественного формообразования, нарушение симметрии.
6. Тема: Настроение. Тема занятия: Драматургия цвета.
Задание. Создать композицию, передающую какое-либо определенное настроение человека (печаль, нежность, радость и др.). * взаимосвязь цвета и настроения человека; * семантика цвета; * фактура и цвет, их образное качество; * ритм и динамика цветовых соотношений, цветового контраста.
7. Тема: Детство. Свежесть. Тема занятия та же.
Задание. Создать композицию из предметов и материалов, фактуры которых ассоциативно передают определенные признаки или свойства явления. * символ цвета; * цветовой нюанс или контраст как выразительность; * содержание композиции.
8. Т ема: Юность и старость. Метаморфозы. Тема занятия та же.
Задание. Создать композицию из материалов, фактуры которых ассоциативно передают определенные признаки или свойства явления. * передача цветовыми отношениями цельности композиций; * ритм и динамика цветовых соотношений; * контрапункт - зрительная связь несимметричных элементов частей композиции.  
9. Тема: Жизнь человека. Воспоминание. Тема занятия: Предметы - знак времени.
Задание. Составить композицию из предметов или вещей, которая рассказала бы о жизни человека, его прошлом и настоящем. * образная содержательность предмета.
10. Тема: Космос. Сны города. Война. Одиночество. Тема занятия. Свет в пространстве композиции.
Задание. Создать композицию, в которой свет является ее неотъемлемой частью. * источники света; * свет и градация освещенности предмета: блик, свет, полутень, тень, отраженный свет; * пространство и время в композиции.
11-13 Свободные темы по стихам русских и зарубежных поэтов. Тема занятия: Закон цельности - подчинения всех средств композиции идейному замыслу
Задание. Создать ассоциативную композицию по одному произведению или его части. * «образ» стихотворного произведения, тема «образа»; * соответствие «образа» стихотворения «образу» композиции.
     

Наши рекомендации