Упражнения, развивающие визуальное мышление по дисциплине «Фактурное моделирование образа».
Самостоятельная работа по созданию композиций натюрмортов(поЛ.А. Савчук).
Выявляя «внутреннюю сущность» предмета, наделяя его психологией, определяя его «этическую» ценность, студенты-кукольники определяют психологию персонажа-человека через функции предмета («психологическая деталь», знак времени, отражения внешнего и внутреннего мира человека). Целью создания композиций является практическое применение приобретенных знаний при создании собственных произведений: применение разноуровневых связей между предметами, использование их образных качеств.
Студенты обучаются на собственном опыте законам композиции. Не композиции по законам, а по композиции законам, не обучение им, а подведение к ним. Они развивают коммуникативные способности: лояльность, гибкость, убедительность, принципиальность - при обсуждении работ-композиций на показах. Они развивают оригинальность мышления и воспитывают свои эстетические чувства.
Принцип занятий – воображение, фантазия и ограничение. Ограничение - толчок к развитию творческой мысли. При получении темы студенты получают и задание-ограничение.
Само занятие проходит по плану:
· просмотр всех работ;
· обсуждение каждой работы;
· подведение итогов обсуждения.
При обсуждении студенты делятся на две группы. Позиция одной - «мне нравится работа», позиция другой – «мне не нравится работа». Каждая группа доказывает свою позицию, анализируя увиденное. Педагог принимает участие в обсуждении наряду со всеми, но его задача подчеркнуть удачные детали в композиции, привлечь к этому внимание студентов. После разбора всех произведений студенты вместе с педагогом обобщают полученные впечатления. Педагог направляет внимание студентов в русло темы данного занятия.
Темы композиций и план занятий
1. Тема: «Автопортрет». | Тема занятий: Композиция - совокупность предметов, расположенных определенным образом. | |
Задание: найти предметы и материалы и сделать из них композицию, которая наиболее отражает характер. | * предмет, его эстетическая ценность (форма, цвет); * предмет - информационный знак, ассоциативный образ; * взаимосвязь предметов в композиции, смысловое значение композиции. | |
2. Тема: Семья. Родня. Человечество. | Тема занятия: Композиция - игра соотношений форм | |
Задание: создать композицию из предметов, минимально различающихся по качеству формы. | * предмет - геометрический объем, сходство между элементами окружающего мира и простейшими объемами; * ритм как средство художественной выразительности; * равновесие - пропорциональное отношение по величинам; * зрительно-осязательные качества материала, образность этих качеств; * нюанс - минимальное различие качеств формы. | |
3. Тема: Гармония | Тема занятия та же (предыдущая) | |
Задание: Создать композицию из трех предметов (материалов), различных по своей форме, объему, фактуре. | * контраст - максимальное различие качеств формы; * различные степени контрастности; * гармония - объединение различных частей на основе какого-либо общего признака: величины, массы, цвета, фактуры, силуэта; * красота - одушевленная гармония, наполненная человеческим чувством и смыслом. | |
4. Тема: Дорога жизни. Река времени. Штиль. Пустыня. | Тема занятия: Композиция - модель пространства. | |
Задание . Создать композицию, используя вертикальное построение горизонталей или наоборот горизонтальное построение вертикалей. | * особенности зрения человека; * вертикаль и горизонталь - основные пространственные координаты; * диагональ в пространстве композиции; * образное освоение пространства через вертикаль и горизонталь. | |
5. Тема: Отражение. Мираж. Аккорд. Хорам. | Тема занятия та же (предыдущая). | |
Задание. Создать композицию из предметов и материалов, соблюдая симметричное расположение предметов. | * композиционный центр - камертон для остальных предметов; * симметрия - средство гармонизации формы наряду с ритмом и пропорциями; * симметрия лучевая, радиальная (относительно центра), зеркальная (относительно оси симметрии); * асимметрия - средство художественного формообразования, нарушение симметрии. | |
6. Тема: Настроение. | Тема занятия: Драматургия цвета. | |
Задание. Создать композицию, передающую какое-либо определенное настроение человека (печаль, нежность, радость и др.). | * взаимосвязь цвета и настроения человека; * семантика цвета; * фактура и цвет, их образное качество; * ритм и динамика цветовых соотношений, цветового контраста. | |
7. Тема: Детство. Свежесть. | Тема занятия та же. | |
Задание. Создать композицию из предметов и материалов, фактуры которых ассоциативно передают определенные признаки или свойства явления. | * символ цвета; * цветовой нюанс или контраст как выразительность; * содержание композиции. | |
8. Т ема: Юность и старость. Метаморфозы. | Тема занятия та же. | |
Задание. Создать композицию из материалов, фактуры которых ассоциативно передают определенные признаки или свойства явления. | * передача цветовыми отношениями цельности композиций; * ритм и динамика цветовых соотношений; * контрапункт - зрительная связь несимметричных элементов частей композиции. | |
9. Тема: Жизнь человека. Воспоминание. | Тема занятия: Предметы - знак времени. | |
Задание. Составить композицию из предметов или вещей, которая рассказала бы о жизни человека, его прошлом и настоящем. | * образная содержательность предмета. | |
10. Тема: Космос. Сны города. Война. Одиночество. | Тема занятия. Свет в пространстве композиции. | |
Задание. Создать композицию, в которой свет является ее неотъемлемой частью. | * источники света; * свет и градация освещенности предмета: блик, свет, полутень, тень, отраженный свет; * пространство и время в композиции. | |
11-13 Свободные темы по стихам русских и зарубежных поэтов. | Тема занятия: Закон цельности - подчинения всех средств композиции идейному замыслу | |
Задание. Создать ассоциативную композицию по одному произведению или его части. | * «образ» стихотворного произведения, тема «образа»; * соответствие «образа» стихотворения «образу» композиции. | |