Л ек ции 4 и 5. ощущения и вос пр ия тие

Ощущения

Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки централь­ной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде.

Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих не­рвной системой.

У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.

Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Для ощущений характерно отражение отдельных свойств пред­метов и явлений объективного мира при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации органов чувств.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для при­ема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутрен­ней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:

I – периферического отдела или рецептора.

II – чувствительных нервов ( афферентных или центростремитель­
ных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в цент­
ральный отдел анализатора.

III – центр анализатора – специализированный участок к оры мозга .

Благодаря обратной связи между рецепторами и центральным яд­ром анализатор мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

Классификация ощущений

I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:

а) Дистантные– слуховые, зрительные и обонятельные;

б) Контактные– кинестетические, тактильные, вкусовые, орга­
нические.

II. По расположению рецептора:

а) Интероцептивные(органические) т.е. сигнализирующие о про­
текании обменных процессов внутри организма.

б) Проприорецептивные(кинестетические).

в) Экстерорецептивные– зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные т.е. находящихся на поверхности тела.

Общие свойства ощущений

1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощуще­ния характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражи­теля и их функциональным состоянием рецептора.

3. Решительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная механизация раздражителей – пространствен­ный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам све­дения о локализации раздражителя в пространстве.

Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.

Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздра­жителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.

Разностный порог – наименьшее различие между раздражителя­ми, при котором возникает ощущение новой силы.

Различают 2 основные формы изменения чувствительности:

1) Адаптация – чувствительность изменяется в сторону пониже­ния и в сторону повышения.

2) Сенсибилизация – чувствительность меняется только в сторону повышения.

Вопросы:

1.Как возникают ощущения, покажите физический, физиологический и психический процессы.

2.Как классифицируются ощущения.

3.Перечислите общие свойства ощущения и дайте их характеристику.

4.Как Вы понимаете нижний, верхний и разностный пороги ощущений?

5.Назовите основные формы изменения чувствительности.

Глоссарий

Адаптация– приспособление к внешним условиям.

Интерорецепторы– рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Кинестезические ощущения– ощущения движения органов сво­его тела.

Интерорецептивные ощущения– ощущения, сигнализирую­щие о внутреннем состоянии человека.

Обоняние– способность к ощущению запахов.

Ощущения– простейшая форма психического отражения, обес­печивающая познание отдельных свойств и предметов.

Проприоцептивные ощущения– ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и по движении.

Порог ощущений(абсолютный) – минимальная величина раз­дражителя, вызывающего едва заметное ощущение – нижней поры, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения – верхний поры.

Рецепторы– специализированные нервные окончания, преобра­зующие раздражения в нервное возбуждение.

Чувствительность– способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстерорецептивные ощущения– сигнализирующие о различ­ных характеристиках внешнего мира.

Восприятие

Восприятие – это отражение в сознании человека целостных ком­плексов свойств предметов и явлений объективного мира при их не­посредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощу­щений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанно­сти человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаи­мосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие – резу льтат деятельности системы анализаторов. Пер­вичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется слож­ной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлек­торная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного ком­плекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть не­равнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным от­влечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Всякое восприятие включает двигательный ( моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную дея­тельность.

Свойства восприятия

1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.

2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощу­щений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу­щений обобщенную структуру.

3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мыш­лением, с пониманием сущности предмета.

4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.

5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.

6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделе­нии одних объектов по сравнению с другими.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из сле­дующих действий:

– поиск объекта;

– выделение наиболее характерных его признаков;

– опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспри­нимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интере­сы, желания и чувства человека.

Вопросы:

1. Как зависит восприятие от направленности личности и других пси­хических процессов?

2. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

3. Наблюдение – это целенаправленное восприятие? Наблюдательность – качество личности, необходимое для успешной деятельности во­обще, а для учебной особенно.

4. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию
наблюдательности?

Глоссарий

Восприятие– форма целостного психического отражения пред­метов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Избирательность– качество восприятия, определяемое направ­ленностью или опытом личности.

Наблюдательность– свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но суще­ственные детали.

Перцептивная система– совокупность анализаторов, обеспе­чивающих данный акт восприятия.

Предметность восприятия– отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Сенсорика– понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность восприятия– особенность восприятия, занимаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непос­редственном воздействии на органы чувств, целостность восприятия формируется в предметной деятельности.

ЛЕ КЦИЯ 6. ВНИМАНИЕ

На человека воздействует одновременно огромное число раздра­жителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являют­ся значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

В отличии от познавательных процессов внимание своего особо­го содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протека­ния. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной ак­тивности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе.

Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологичес­ких характеристик трудового процесса.

Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разнообразные движения и т.д.

Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет реф­лекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптималь­ного возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внима­ния внес А.А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которое приобрета­ют доминирующий характер.

Точка зрения И.П. Павлова и А.А. Ухтомского получила в насто­ящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией био­токов мозга животных и человека. Современные нейрохирургические

исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в ре­гуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения ак­тивности ее деятельности. Важная роль в регуляции внимания принад­лежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации.Предпола­гают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс несколь­ких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентированного рефлекса, другие – защитного, а третьи – пищевого.

Факторы, способствующие привлечения внимания:

1. Характер раздражения (сила, новизна, контроль и.т.п.).

2. Структурная организация деятельности ( объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные).

3. Отношение раздражителя к потребностям ( то, что соответству­ет потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Виды внимания

1. Непроизвольное – действие сильного, контрастного или значи­мого и выделяющего эмоциональный отклик раздражителя (непроиз­вольность, легкость переключения и возникновения) т.е. самособой.

2. Произвольное – постановка (принятие) задач (направленность в соответствии с задачей, требует волевого усилия, утомляет).

3. Послепроизвольное – вхождение в деятельность и возникаю­щий в связи с этим интерес (сохранность, целенаправленность, сни­мается напряжение).

Качества внимания

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что ка­чества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обна­ружилось, что людям со слабой нервной системой, дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже, повышают концентрацию внимания.

Глоссарий

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания че­ловека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизволь-ное внимание.

Даминанта– временно господствующий в коре головного моз­га очаг возбуждения.

Качества внимания:

Концентрация – степень степень сосредоточенности внимания на объекте.

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вни­манием одновременно.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объек­та на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения вни­мания).

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания од­новременно несколько объектов.

У стойчивость – длительность сосредоточения сознания на объекте.

Вопросы:

1.Определите роль и место внимания в психической деятельности че­ловека.

2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть
обусловлена невнимательность студента на лекциях или семинарах?

Перечислите и объясните причины.

3. Раскройте важнейшие характеристики каждого вида внимания, выс­
кажите свое мнение, какой вид внимания наиболее эффективный?

4.Перечислите качества внимания, раскройте содержание каждого ка­чества, его роль в жизни и деятельности.

5.Охарактеризуйте факторы, способствующие привлечению внимания и приведите примеры из жизни.

Наши рекомендации