Основные принципы организации занятий
Принцип связи обучения с практикой предполагает такой характер обучения, когда обучающиеся в практической деятельности осваивают содержание программы, у них формируются умения и навыки проектирования костюма.
Принцип постепенности и систематичности знаний, предполагает овладение обучающимися системы знаний в определенной логической и методической последовательности. Каждое занятие – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию изучаемого материала, так и по способам практической деятельности. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.
Принцип природосообразности, учитывание физического состояния, настроение обучающегося во время занятий, в ходе подготовки и участия в концертах, конкурсах, чтобы не нанести вред здоровью, установить доверительные отношения с подростком.
Принцип сотрудничества, привлечение студийцев к труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство успеха, развития и движения вперёд. Главное – это взаимодействие педагога и воспитанников при движении подростков к заданным целям.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности обучающегося и уникальность группы. Благодаря творчеству подросток проявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в деятельности способствует формированию позитивной «Я-концепции», стимулирует подростка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
Возрастные особенности
Особенности подросткового возраста
Отрочество - это становление нового уровня самосознания, «Я – концепции», выражающееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие. В этом возрасте важно «переодеваться», меняя свой стиль и представление о себе. Занятия по программе «Проектирование костюма: традиции и современность» позволяют обучающимся привносить в свой современный облик элементы уникального традиционного декора и развивать вкус. Становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти способствует развитию интереса к художественному проектированию костюма.
13-14 лет- это период полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, частой сменой настроения, восприятием подростком «обид» со стороны других людей. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью, что может найти своё отражение в костюме. Отрочество характеризуется и психологическими изменениями, появлением ряда специфических черт, важными из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию, в том числе и в одежде.
Особенности юношеского возраста
Юношеский возраст является возрастом формирования мировоззрения и нравственных убеждений, характеризуется обострением чувства собственного достоинства, усилением значимости собственного мнения. Общество ставит перед молодёжью задачу осуществить профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, в плане реального выбора.
К15-16 годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юношеского возраста, они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. Открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Главным новообразованием юношеского возраста является готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации).
Занятия по программе «Проектирование костюма: традиции и современность» позволяют удовлетворить, потребность подростков в творческом самовыражении, в желании быть успешными, способствуют развитию их культуры, критического мышления, формированию жизненных планов и профессиональных интересов.
Срок реализации программы 3 года.