Принципы организации групповых занятий.

Самарский Государственный Педагогический Университет

Институт коррекционной педагогики

Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии

Групповая работа с детьми раннего возраста

(Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми).

Выполнила:

Студентки V курса 53 группы:

Ержина Екатерина.

Проверил: Типикина

Ирина Алексеевна

Самара 2005

Содержание.

Введение.

I.Организация групповой работы.

1.Принципы организации групповой работы.

2.Принципы работы ведущего.

3.Информирование родителей об особенностях проведения групповой работы и ее целях

II.Основные модели групповой работы.

1.Педагогическая группа.

2.Группа социализации

3.Группа интеграции

Заключение.

Введение.

Дети с самого момента рождения нуждаются в родителях или других близких, в их любви, заботе, помощи и поддержке. Ребенку нужно многое узнать и многому научиться за детские годы, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом – и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности при воспитании и развитии ребенка.

Еще в середине прошлого веке, очевидная сегодня истина, о том, что присутствие мамы, ее любовь и забота, являются необходимым условием полноценного развития ребенка, его психического здоровья, не была таковой. Исследования проводимые в 30-40 г. ХХ века известным английским психиатром Дж.Боулби, который подробно изучал вопросы разлуки ребенка и мамы, убедительно доказывали ,что отделение ребенка раннего возраста от мамы, негативно влияет на его психическое развитие.

По мнению Боулби, для сохранения психического здоровья ребенка, необходимым условием является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с мамой - таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение.

Эти исследования стали толчком, побудившим специалистов в области детской психологии, осуществлять активное включение родителей в работу с детьми. У родителей появилась возможность, вместе с ребенком посещать различные группы и центры социализации.

Существуют различные варианты работы с родителями и детьми раннего возраста специально разработанные с целью помочь родителям обучить ребенка необходимым навыкам. По мнению специалистов, процесс совместной работы детей и родителей способствует:

Во-первых, расширению кругозора ребенка;

Во-вторых, дети приобретают навыки для успешной социализации (умение общаться, разрешать конфликты, контролировать свое поведение, играть со сверстниками, обслуживать себя);

В-третьих, происходит развитие познавательной деятельности детей, речевое и моторное развитие;

В-четвертых, родители получают возможность лучше понимать своих детей и знакомятся с наиболее эффективными способами воспитания и обучения детей;

В-пятых, родители получают информацию о наиболее адекватных способах взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей, а также эта форма работы с семьей позволяет предотвратить разлуку ребенка и мамы, которая столь трагична для ребенка.

Эти варианты также могут служить в качестве социализированной помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития (детей с особыми потребностями). А также они обеспечиваю равные для всех детей возможности жить и развиваться, и поддерживают уважение потребностей любой семьи.

Занятия, в которых участие принимают и родители и дети, получили название групповых. В настоящее время выделяют 3 модели групповой работы:

1. Педагогическая группа,

2. Группа социализации,

3. Группа интеграции.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Организация групповых занятий предполагает:

1. Соблюдение принципов групповой работы.

2. Соблюдение принципов работы ведущего в группе.

3. Информирование родителей об особенностях проведения групповой работы и ее целях.

Принципы организации групповых занятий.

В работе группы необходимо соблюдать следующие условия:

§ должная организация игрового пространства и подбор игрушек;

§ моделирование игровых ситуаций;

§ обязательное присутствие мамы вместе с ребенком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;

§ в группу необходимо приглашать по 5-6 детей с их родителями;

§ посещение группы должно быть добровольным. Специалисты могут рекомендовать родителям посещать групповые занятия, но не могут обязать к этому;

§ сохранение постоянного состава группы;

§ групповые занятия может проводить один специалист (терапевт языка и речи (логопед), педагог, психолог), но более эффективным является проведение групповых занятий двумя специалистами одновременно.

§ помещение игровой комнаты должно быть не менее 20 кв. метров.

§ занятие нужно проводить всегда в один и тот же день и время, заранее известное родителям, удобное для них и для специалистов.

§ длительность одного занятия не должна превышать полутора часов.

§ каждое занятие должно иметь четко обозначенное начало и конец.

§ занятие должно соответствовать индивидуальным особенностям и уровню развития детей, в этом случае оно будет более эффективным.

§ необходимо комбинировать подходы для того, чтобы создать богатую стимулирующую обстановку, которая обеспечивала бы ребенку оптимальные условия для развития.

Принципы работы ведущих.

Ведущий группы должен:

• создать и поддерживать в группе безопасную среду: подобрать, соответствующие возрасту и санитарно-гигиеническим нормам игрушки и оборудование. Ввести правила, исключающие возможность получения травм кем-либо из участников группы и т. д.;

• соблюдать права ребенка;

• с уважением относиться к потребностям семьи: мамы должны чувствовать себя полноправными участниками группы, а не «учениками».

Например, следует специально выделить время, когда родители могли бы задать ведущим вопросы, рассказать им о чем-либо или спросить.

• давать мамам возможность общаться между собой и с другими детьми, не критиковать родителей и не запрещать мамам приглашать на занятия пап и бабушек;

• создавать комфортные условия всем участникам группы и аккуратно сопровождать ребенка или маму, если они по каким-либо причинам не включаются в работу группы (например: ребенок бросает игрушки, дерется, ведет себя неадекватно ситуация и мама испытывает чувство неловкости за действия ребенка, сама не может найти выход).

Наши рекомендации