Динамика первых встреч с детьми
(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психологического здоровья - страхом самовыражения. Детям предлагались примерно одни и те же формы работы.)
Надя, 10 лет (остро переживает развод родителей, испытывает страх самовыражения, по наблюдениям учителя, стала читать на уроках еле слышно, как будто у нее в горле ком).
Работа начата по просьбе мамы, которая сообщила, что они с мужем разводятся, и ей кажется, что ребенок это глубоко переживает.
Первая встреча
"Свободный рисунок"
Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Спрашиваю:
- Это кто?
- Папа.
Рядом рисует женскую фигуру. Спрашиваю:
- Кто это?
- Не знаю?
- Может быть, какая-то тетя?
- Может быть, тетя. Нет. Мама.
- Что они делают?
- Просто гуляют. -Где?
- По парку.
- Какое лицо у мамы, что она чувствует, когда они гуляют?
- Не знаю, они редко вместе гуляют. Папа вообще редко приезжает. Говорит, что много работает.
- А ты по нему, наверное, очень скучаешь? Беспокоишься, почему его нет?
-Да.
- Как можно было бы назвать рисунок?
- Прогулка.
- А может быть, беспокойство?
- Да. Это больше подходит.
"Значки"
Надя предложила мне первой рассказать, что изображено на значке. На моем значке - горы, комментирую:
- На значке горы, это близко моей душе, потому что я люблю путешествовать.
Надя тоже достает из коробки значок с изображением гор.
- И я люблю путешествовать. Все новое узнавать.
Я вытаскиваю значок, на котором земной шар. Задумываюсь. Надя хочет сама ответить:
- Мне нравится география - наука о Земле. Мне когда успокоить себя надо, беру энциклопедию и читаю.
Я вытаскиваю опять значок с горами. Рассказываю:
- Мне кажется, что жизнь очень похожа на подъем в гору. Жизнь - это движение к далекой, высокой цели. Но чтобы достичь ее, нужно многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным.
Надя достает значок с кораблем.
- Мне нравится корабль. Когда мне было пять лет, мы с папой и мамой поехали в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали целый месяц, было очень интересно.
Я достаю значок с изображением лошади.
- Я очень люблю двигаться. Мне кажется, что вообще жизнь - это движение.
- Мне тоже нравится, мне трудно усидеть на месте. Достает значок опять с корабликом:
- Я очень люблю книги и фильмы, когда путешествуют на кораблях. Именно на кораблях. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Иногда дома я беру картон и делаю корабли. Люблю легенды и истории, которые связаны с кораблями. Помните из Библии? Сначала все было хорошо. А потом наступил потоп. И ведь именно корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А корабли не тонут. Как будто что-то оберегает корабль.
- Корабль кажется тебе безопасным?
- Да, корабль - это безопасное. Я заметила, до пяти лет - до путешествия на корабле - была более нервная, больше волновалась. После этого стала более спокойная.
- А спокойствие сохраняется потом?
- Да. Оно сохраняется надолго.
- Его может что-либо разрушить?
- Нет. Его ничто не может разрушить. Оно навсегда. Показываю Наде ее рисунок.
- Но как же не может нарушить? Ведь ты назвала рисунок "Беспокойство".
- Может быть, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку:
- Ты права. Действительно, даже очень тяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и обязательно возвращаются покой и радость.
Вторая встреча
Я решила не уходить вглубь, а попробовать усилить "внутреннего ребенка".
"Подушки"
Предложила поиграть в ее одноклассников, которые часто дерутся, и немного подраться.
Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась охотно. С радостью, но в словесную перепалку, которую я попыталась инициировать, не включилась. Когда я в роли Ани обещала пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: "Я больше не буду".
"Я - наоборот"
Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли "Ядан" и "Яло", т.е. наоборот.
Общее замечание: Надя с трудом придумывала и называла ненормативные действия, например, не смогла придумать, и мне пришлось подсказать, как Ядан разговаривает со своей учительницей. Надя ограничилась только словом "плохо".
"Я - это..."
Вытаскивает карточку с надписью "надежда":
- Я - это надежда, потому что если я чувствую, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то объяснит.
- Поможет?
- Нет, объяснит, потому что помощь - это когда кто-то за меня будет делать. А я не хочу, чтобы за меня что-то делали, хочу сама.
- Я - верность. Сколько было подруг, редко с ними ссорились.
- Но ведь вы не всегда рядом были, и оставались друзьями?
- Да, не всегда рядом, и оставались друзьями,
- Я - терпение, так как я терпеливая. Если, например, завтра приедет кто-то и мне об этом один раз сказали, я жду до этого момента, не спрашиваю по десять раз: "Ну, когда приедет?"
- Я - радость, практически всегда за других радуюсь.
- А за себя?
- Я тоже радуюсь, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться.
- А вы кто по гороскопу?
- Стрелец.
- О, как мой папа.
- А когда у него день рождения?
- 3 декабря.
- Что ты ему подарила?
- Сшила котенка.
- Он был очень рад? -Да.
- А куда дел?
- В машину поставил. Там у него уже есть домовенок.
- И он будет смотреть на них и вспоминать...
- Меня.
- Он будет смотреть на игрушки и всегда вспоминать тебя. Это здорово. Ты ведь этого хочешь?
- Да.
Наташа, 9 лет (остро переживает развод родителей, испытывает ревность к младшей сестре).
Работать с ней стала после разговора с ее учительницей, которая нашла на ее парте измятый листочек со стихами.
Стихи Наташи
Я умерла от страха.
В душе замерзла кровь.
Любовь и жизнь ушли от меня.
Я погибла.
Я от злости погибала,
И жизнь уходила с каждым днем.
Мне плохо от маминой злости,
а папа мой ушел от нас,
и мы остались одни,
и денег у нас мало.
Первая встреча
"Свободный рисунок"
Наташа решила рисовать пальцем, используя театральный грим.
- Это будет дерево и много цветов. Здесь будет волшебный сад. В нем будет разговаривающая розочка. Она делала добро людям. К ней пришла девочка, попросила, чтобы ее мама выздоровела. А розочка согласилась, если девочка будет ухаживать за ней. И девочка сказала: "Хорошо". Розочка сделала так, что ее мама выздоровела.
- Чем болела мама?
- Гриппом.
- А может быть, у нее душа болела?
- Может быть.
- А когда у взрослых болит душа?
- Может быть, когда дети не слушаются.
- А кем бы ты хотела быть на этом рисунке?
- Розочкой.
- Что бы ты тогда делала?
- Я бы сделала так, чтобы мои родители вместе жили.
"Мягкая сказка"(используются мягкие тряпичные куклы)
Наташа распределяет роли. Меня назначает продавщицей. Сама она - девочка, которая потерялась и искала свою маму. Я в роли продавщицы должна связать и спрятать девочку в своем магазине. Потом Наташа принимает поочередно роли мамы и папы, которые ищут девочку. В конце концов они находят ее:
- Привет, пап!
- Привет. Зачем ты убежала?
- Я думала, что вы меня не Любите и думаете только о себе. Я "забираю" у Наташи обеих кукол и продолжаю:
- Доченька, я люблю тебя всегда. Даже если я буду далеко от тебя, то буду заботиться о тебе и любить.
- Ну, конечно, и я тебя люблю. Ведь ты же мой папа. Занятие подходит к концу. Я спрашиваю:
- Хочешь знать, что я думаю о тебе? Честно?
- Не знаю. Хочу.
- Ты как шарик, в котором внутри что-то спрятано. Внешне ты веселая, счастливая девочка. Ты такой хочешь казаться. А внутри тебя в этом полом шарике есть кусочек беспокойства. Так ли это?
- Да.
Звенит звонок. Занятие заканчивается. Наташа просит разрешения остаться еще на один урок, но ей надо уходить.
Вторая встреча
"Свободный рисунок"
- Буду рисовать солнце, природу. Потом поляну. Деревья, - объясняет Наташа.
- А сейчас что рисуешь?
- Это дуб. Старый. А рядом елка.
- Дуб дружит с елкой?
- Да.
- А елка какая?
- Хорошая. Разговаривает с дубом.
- А если он не захочет?
- Она тогда тоже не разговаривает. Но может понять, что дуб устал.
- А если он ее разлюбит?
- Нет, потому что он хороший.
- Я с тобой не согласна.
- У тебя было что-нибудь, что ты вдруг разлюбила?
- Да, была такая игрушка.
- Но ведь она осталась хорошей?
- Да, конечно.
- Значит, если кто-то разлюбит, он совсем необязательно станет плохим?
- Да.
- В какую часть рисунка ты хотела бы превратиться?
- В солнце.
- Составь рассказ от его имени.
- Я - солнце. Я смотрю за людьми. Когда люди плохо обращаются с другими, я перестаю светить, прикрываюсь. Я люблю, когда везде доброта, когда никто не ссорится.
"4 вопроса - 4 ответа"
Мой первый вопрос:
- Бывает ли, что ты злишься на маму?
- Да, когда я хочу смотреть телевизор, а она мне не разрешает.
- О чем ты мечтаешь? Рисует волшебницу:
- Хотела бы стать волшебницей. Выручать кого-нибудь.
- Бывает ли тебе когда-нибудь страшно?
- Ночью, когда просыпаешься. Кажется, что ведьма стоит. А под кроватью кто-то живет. Боюсь вставать даже. А иногда вскочу и к маме побегу.
Звенит звонок. Несмотря на то, что о страхах ей поговорить хочется, занятие заканчиваем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2