Психологическая диагностика во время первых встреч

Установление контакта

На первых встречах с лицами, обратившимися в кон­сультацию по поводу поведения детей, решается в ос- новном задача отбора группы для дальнейшей работы. • Поскольку правильный отбор — залог эффективной ра-боты, психологу необходимо соблюдать целый ряд пра- вил. Прежде всего необходимо с первой же встречи уста­новить верный контакт с родителями.

Этот контакт необходим для того, чтобы родители
активно включались в психотерапию и, что очень важ-
но, сформировали правильную установку на самостоя­
тельную психологическую работу.

Существует точка зрения, что контакт и диагности- ка на первой встрече дают психологу исчерпывающую информацию не только об индивидуальном облике об- ратившихся, но даже о внутренних причинах психологи­ческой трудности в семье и что материал первой встречи

создает условия для точного формулирования терапевти­ческой программы.

Опыт показывает, что дальнейшая диагностика, а также сама психотерапия дают основания для все более углубленного понимания проблем семьи, и только на этой основе можно строить и в процессе самой работы уточ­нять терапевтические программы. Вместе с тем нельзя не отметить, что контакт во время первых встреч, а также диагностика в самом начале работы необходимы прежде всего для разграничения «ситуативных» состояний и «хро­нически действующих» факторов, вызывающих трудно­сти как у детей, так и у родителей.

Независимо от индивидуальных особенностей обра­тившихся, их пола, возраста, характера проблем психо­лог строит контакт на основе внимательного выслуши­вания, неторопливости, отказа от поспешных оценок, от дачи советов и при всемерной эмоциональной под­держке. Здесь должна соблюдаться необходимая мера эмо­циональной нейтральности и эмоциональной вовлечен­ности, которые содействуют максимально свободному, доверительному самораскрытию человека. Вместе с тем пестрота и разнообразие поведения людей, обративших­ся за психологической помощью, неоднозначность, а порой противоречивость мотивов обращения в консуль­тацию заставляют психолога использовать разнообразные стратегии в построении контакта в ходе первых встреч (речь идет о 3—4 встречах). Рассмотрим варианты страте­гии поведения обратившихся и соответственно страте­гии поведения психолога при установлении контакта на диагностическом этапе работы.

Требование совета по воспитанию ребенка

Обычно после довольно продолжительного рассказа о поведении ребенка, о трудностях, с которыми столкну­лись родители, следует запрос: «Дайте совет, как посту-




пать». В этом случае необходимо разъяснить, что подобные советы могут быть даны лишь после достаточно продолжи­тельного изучения как ребенка, так и семейных отноше­ний в целом. Поэтому необходимо на следующей встрече заняться изучением ребенка, а также познакомиться с обо- ими родителями (если в консультацию обратился один из родителей). Следует объяснить, что такой предварительный этап знакомства займет 3—4 встречи и что в дальнейшем вопрос о том, как и чем можно помочь, будет повторно обсужден. Если диагностика семьи приводит психолога к выводу, что с данной семьей может быть осуществлена комплексная психотерапия, необходимо дать родителям разъяснения о том, что совет в данном случае мало чем может помочь ребенку, и объяснить организацию и усло­вия работы, предложив принять окончательное решение после того, когда родители посетят специальное родитель- ское собрание. Необходимо подчеркнуть, что при запросе «Дайте совет по воспитанию» особое значение имеет спо- собность психолога к установлению контакта с ребенком в ; процессе диагностики. Когда в присутствии родителей ре­бенок, работая с психологом, оживлен, радостен, когда он просит, чтобы его обязательно привели повторно, это становится наиболее убедительным аргументом для роди­телей в пользу участия в дальнейшей диагностической и психотерапевтической работе.

Требование включения в группу

Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчерки- ■ вают готовность заниматься, демонстрируют свою осве­домленность в психологических методах, свое уважение ' к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психологического подкупа». Не­которые подчеркивают тяжесть семейной проблемы, дру­гие акцентируют идею, что «только вы можете нам по-




мочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с та­ким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не можете не помочь нам».

И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная психотерапия. Если по тем или иным причинам данную семью не следует вклю­чать в работу (невропатии или психические заболевания детей, психический статус родителей), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родите­лей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.

Если же данной семье показана групповая психотера­пия, следует придерживаться иной стратегии. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полно­го перенесения ответственности на психолога или психо­логический метод. Опыт показывает, что именно с такими родителями психотерапия особенно трудна. Поэтому основ­ной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат работы. Здесь впол­не уместна стратегия, которая может быть описана форму­лой: «Докажите, что вы действительно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психо­логу необходимо быть твердым и последовательным в орга­низационных вопросах, четко следить за соблюдением вре­мени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дисциплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сообщаются родителям (например, необходимость знакомства с други­ми членами семьи), подаются как проверка готовности к психотерапии.

Наши рекомендации