Раздел Б. Редкоупотребляемая лексика.

Раздел А. Повседневная лексика.

Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Кукла    
Мишка    
Мяч    
Машинка    
Матрешка    
Пирамидка    
Тарелка    
Блюдце    
Кастрюля    
Чашка    
Чайник    

Раздел Б. Редкоупотребляемая лексика.

Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи где…».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Ресницы    
Брови    
Ноздри    
Подбородок    
Локоть    
Веки    
Затылок    
Окно    
Подоконник    
Форточка    
Рельсы    
Пассажиры    
Памятник    
Клумба    
Табуретка    
Воротничок    
Перчатки    

Оценка:

5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;

4 балла – все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;

3 балла – 1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;

2 балла – 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные – в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном – 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;

1 балл – 5-6 слов из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре.

2. Глагольный словарь

Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Зайчик    
Рыба    
Ребенок    
Мама    
Самолет    
Снежинка    

Оценка:

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных 6-ти слов более 3-х лексем;

4 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов более 3-х лексем, а по каждому из 2-х последних – 2 лексемы;

3 балла – самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов одна лексема, 2 лексемы с помощью; по каждому из 2-х последних слов – 1 лексема самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;

2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных 6-ти слов в большинстве случаев придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки. А самостоятельно выполнено 1-2 задания;

1 балл – в случает отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» - «укачивать ребенка можно»), слов-действий, не свойственных данным предметам; помощь не используют.

3. Словарь наречий

Инструкция: «На картинке мальчик (предъявляется картинка). Мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно, долго. А как…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Плачет малыш    
Летит птица    
Играют дети    

Оценка:

5 баллов по каждому заданию придумано самостоятельно более 2-х слов;

4 балла – по каждому заданию придумано более 2-х слов с помощью в виде побуждающих вопросов;

3 балла – требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 2 слова с помощью в виде контекстной подсказки;

2 балла – по каждому заданию придумано 1 слова с помощью;

1 балл – невыполнение или замена слова показом («делает вот так…»), помощь не использует.

4. Подбор определений.

Инструкция: «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (кокой, какое)…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Рубашка    
Дом    
Яблоко    
Лиса    
Девочка    
Зима    

Оценка:

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;

4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения с помощью;

3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;

2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, замены (девочка – «может есть девочка»), помощь не использует.

5. Многозначность слова

Инструкция: «У куклы – ручка, у двери – ручка, у чашки – ручка, у сумки – ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Ножка    
Язычок    
Носик    
Горлышко    

Оценка:

5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово;

4 балла – самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово;

3 балла – самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки. В отдельных случаях требуется повторение инструкции;

2 балла – все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

6. Словарь притяжательных местоимений

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Вот дом (предъявляется картинка). Я живу в этом доме. Значит, это чей дом?    
В этом домике ты живешь. Чей это дом?    
Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом?    
В этом доме живет она. Чей это дом?    
А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом?    
И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом?    

Оценка[1]:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – при выполнении ребенок допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;

3 балла – 2-3 задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточняющих вопросов;

2 балла – часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается. Не смотря на помощь со стороны взрослого;

1 балл – неадекватные ответы и отсутствие коррекции по всем заданиям.

7. Подбор синонимов

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дети    
Дом    
Врач    
Грустный    
Большой    
Веселиться    
Бегает    
Шагает    
Плачет    

8. Подбор антонимов

Инструкция: «Послушай слова: Большой - маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот – маленький. Маленький, а наоборот - …»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Жара, а наоборот -    
Тишина, а наоборот -    
Чистый, а наоборот -    
Мокрый, а наоборот -    
Больной, а наоборот -    
Смеяться, а наоборот -    
Говорить, а наоборот -    
Медленно, а наоборот -    
Одеваться, а наоборот -    
Высоко, а наоборот -    

Оценка для заданий № 7, 8:

5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть – с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

9. Дифференциация близких по смыслу понятий

Серия «А». Инструкция: Одежду можно сшить из ткани, можно связать из шерстяной пряжи, а можно вышить с помощью иголки и нитки как будто кисточкой нарисовать узор. Посмотри на картинки (демонстрируются три сюжетные картинки) и выбери ту, на которой…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мама шьет    
Мама вяжет    
Мама вышивает    

Серия «Б». Инструкция:«Посмотри на картинки и отбери те, про которые мы скажем, что их …»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шьют    
Вяжут    
Вышивают    
Пришивают    

Примечание: На каждое слово действие предлагается выбрать из следующего набора предметных картинок: рубашка, пальто, юбка, брюки, шапка, носки, варежки, шарф, воротничок, платочек, рукав, пуговица.

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

10. Уровень обобщений

Инструкция: «Птицы – это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок). Голубь – птица, ворона – птица, воробей – птица, синица – птица, ласточка – птица (сопровождает показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы» (выделяет слово голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок)».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Животные    
Игрушки    
Овощи    
Фрукты    
Посуда    
Одежда    
Люди    
Транспорт    

Направление III

Изучение сформированности грамматического строя языка

Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, 1992; Т.Б. Филечева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1996).

1. Проверка общего уровня языковой компетенции

Серия «А». Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дети, ложитесь спать!    
В саду росло много яблонь.    
Белка перепрыгивала с ветки на ветку.    
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа.    
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять.    
Цветы засохнут, если их не поливать.    
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.    

Оценка:

5 баллов – точное воспроизведение всех предложений;

4 балла – большинство предложений воспроизведено точно. Допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется;

3 балла – некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда – повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;

2 балла – отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;

1 балл – неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Серия «Б». Инструкция:«Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Я люблю мама.    
Мальчик рисовает красками.    
Петя ест спелый яблок.    
В море плавают рыбка.    
Малыши построили много домов из песков.    
У кошки родились котенки.    

Оценка:

5 баллов – ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;

4 балла – ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть – с незначительной помощью;

3 балла – ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки незамечены даже после повторного воспроизведения материала;

1 балл – задание не выполнено, неадекватные ответы.

2. Проверка умения конструировать предложения

Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Ребята, гулять, лес;    
Мама, сливы, купить, дочка;    
Малыш, бабушка, коляска, укладывать.    

Оценка:

5 баллов – все предложения составлены самостоятельно и верно;

4 балла – в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;

2 балла – требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Серия «А». Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Одна рука, а если их много, то это -    
Один глаз, а если их много, то это -    
Одно ухо, а если их много, то это -    
Одно копыто, а если их много, то это -    
Один стул, а если их много, то это -    
Один карандаш, а если их много, то это -    
Один гусенок, а если их много, то это -    
Один медведь, а если их много, то это -    
Одно окно, а если их много, то это -    

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру. Сначала я буду называть картинку, а потом убирать ее, а ты должен ответить чего не стало». Последовательно предъявляются картинки с изображением рук, глаз, ушей, копыт, стульев, карандашей, гусят, медведей, окон».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Не стало: Рук    
Глаз    
Ушей    
Копыт    
Стульев    
Карандашей    
Гусят    
Медведей    
Окон    

Оценка для заданий № 3 «А», «Б»:

5 баллов – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 балла – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных

Демонстрация действий.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Где стоит коробка? (На столе)    
Где лежит игрушка? (В коробке)    
Откуда я достаю игрушку? (Из коробки)    
Куда я поставила коробку? (Под стол)    
Откуда я достаю коробку? (Из–под стола)    
Куда я посадила зайку? (На пол)    
Откуда я взяла зайку? (С пола)    
Где сидит зайка? (За шкафом)    
Откуда выглядывает зайка? (Из-за шкафа)    
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром)    
Над чем порхает бабочка? (над цветами)    

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов;

3 балла – часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов, однако есть понимание значения предлогов (выполняет инструкция, включающую предлог);

2 балла – большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует, но есть понимание значения предлогов;

1 балл – невыполнение.

5. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже

Серия «А». Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синий чайник    
Синее ведро    
Желтое солнце    
Желтые кружки    
Желтая репка    
Желтый банан    
Красные флажки    
Красный чайник    
Красное платье    
Красная ягода    
Зеленая лягушка    
Зеленые пуговицы    
Зеленый огурец    
Зеленое ведро    

Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало». Послушай, как я скажу: «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: “Не стало…”».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Синего чайника    
Синего ведра    
Желтого солнца    
Желтой репки    
Желтого банана    
Желтых кружек    
Красных флажков    
Красных флагов    
Красного платья    
Красной ягоды    
Зеленой лягушки    
Зеленых пуговиц    
Зеленого огурца    
Зеленого ведра    

Серия «В». Подбор к прилагательному существительного соответствующего рода, ориентируясь на окончание прилагательного.

Инструкция: «будем отгадывать хитрые загадки. Послушай:…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Белая, пушистая – это кошка или котенок?    
Красное, спелое – это яблоко или помидор?    
Серый, голодный – это волк или мышка?    

Оценка для заданий №5 «А», «Б», «В»:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

6. Проверка умения образовывать сравнительную степень прилагательных

Инструкция: «Осенью холодно, а зимой еще холоднее»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Этот цветок красивый, а тот еще…    
Этот дом высокий, а тот еще…    
Этот мальчик умный, а этот еще…    
Эта девочка хорошая. А та еще…    

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

7. Проверка навыков словообразования

Серия «А». Образование названий детенышей животных.

Инструкция: «У кошки – котята, а у…»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Козы    
Собаки    
Коровы    
Свиньи    
Курицы    
Утки    
Пингвина    
Льва    

Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Инструкция: «Вот этот большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Дом    
Кукла    
Яблоко    
Стул    
Елка    

Серия «В». Образование относительных прилагательных.

Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)…

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Кораблик из бумаги    
Лопата из железа    
Сок из яблок    
Компот из слив    
Баба из снега    
Конфета из шоколада    
Ваза из стекла    

Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …»

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Белки    
Волка    
Зайца    
Лисы    
Медведя    

Серия «Д». Образование приставочных глаголов.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Мальчик идет.    
Мальчик подходит к дому.    
Мальчик выходит из дома.    
Мальчик входит в дом.    
Мальчик переходит улицу.    

Оценка для заданий №7 «А», «Б», «В», «Г», «Д»:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны;

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

Направление IV

Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата

Обследование проводится по известной методике (Г.В. Чиркина, 1992; Г.А. Волкова, 1993; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Л.В. Лопатина, Н.В. Сребрякова, 1994 и др.).

Прежде всего, необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, зубов, челюстей, неба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата. Нами разработана бальная оценка, позволяющая определить степень и качество нарушения моторики.

Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок / губы в таком положении, пока я буду считать». Ребенок выполняет каждое упражнение по счет экспериментатора от 1 до 10.

Предлагаемые упражнения Выполнение
Начало года Конец года
«Улыбка» (оскал)    
«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)    
«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу)    
«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперед)    
«Улыбка» – «Хоботок» (чередование движений)    
«Качели» (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам)    
«Маятник» (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому)    
«Лошадка» (щелкать языком медленно и сильно)    
«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт)    

Оценка:

5 баллов – все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 балла – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны, 1-2 движения выполняются со второй попытки;

3 балла – движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движения;

2 балла – для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость. Вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;

1 балл – невыполнение отказ от деятельности.

НаправлениеV

Изучение звукопроизносительной стороны речи

Проводится обследование произношения согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Материал для обследования широко изложен в известных работах Г.В. Чиркиной (1992), Т.Б. Филичевой (1991), О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1999), Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой (1993) и других авторов. Ребенку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями ребенка. Данные обследования фиксируются в таблице, затем дается бальная оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи.

Звуки Произносит Замена Искажение Пропуск Смешение
а б в г а б в г а б в г а б в г а б в г
с                                        
с’                                        
з                                        
З’                                        
ц                                        
ч                                        
щ                                        
ш                                        
ж                                        
л                                        
л’                                        
р                                        
р’                                        
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Примечание:

а – изолированное произношение;

б – в слове;

в – в предложении;

г – в речи.

Оценка:

5 баллов – все звуки произносит правильно;

4 балла – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

3 балла – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;

2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10;

1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.

НаправлениеVI

Обследование фонематического слуха

Используемые в этом разделе приемы схожи с пробами, применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребенка не только нарушения фонематического слуха, но и ряд других показателей: замедленность, трудности переключения, персеверации (А.Р. Лурия, 1973, 1979; Л.С. Цветкова, 1971, 1998; Т.И. Власенко, 1992 и др.). Количественная оценка дается на основании сформированности именно фонематического слуха, все другие показатели могут быть оценены качественно.

1. Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар)

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной».

Экспериментатор предлагает повторить серии из трех слогов (в случае невыполнения – из двух) с оппозиционными звуками. Если ребенок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне. Для этого ребенку предлагается реагировать на звуки условными движениями (хлопать в ладоши, если услышит заданный звук).

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Да – та – да Та – да – та    
Га – ка – га Ка – га – ка    
Ба – па – ба Па – ба – па    
Ка – ха – ка Ха – ка – ха    
Са – за – са За – са – за    
Са – ша – са Ша – са – ша    
Ча – тя – ча Тя – ча – тя    
Жа – ша – жа Ша – жа – ша    
Ся – ща – ся Ща – ся – ща    
Ра – ла – ра Ла – ра - ла    
Ва – фа – ва Фа – ва - фа    

2. Отраженное воспроизведение рядов (пар) слов

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Кот – год – кот    
Том – дом – том    
День – тень – день    
Почка – бочка – почка    

Оценка для заданий № 1, 2:

5 баллов – все задания точно воспроизводятся;

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая воспроизводится точно;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;

2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;

1 балл – невыполнение.

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай». Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Шанки – фанки – сянки – санки – танки    
Сляпа – шьяпа – фляпа – шлапа    
Фтарфка – штарушка – сталуска – старушка – стаюска    
Пченец – птенесь – птенец – тинеть - птинеч    

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;

3 балла – ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл – невыполнение.

4. Изучение дифференциации звуков в произношении

Серия «А». Повторение пар слов.

Смешиваемые звуки Предлагаемые пары Начало года Конец года
Ш – Ж Мишка – миска    
Ж – З Рожи – розы    
Ч – Т’ Челка – телка    
Ц – С Цапля – сабля    
С – Ч Каска – качка    
Ч – Щ Челка – щелка    
Л’ – Й Галька – гайка    
Л – Л’ Галка – галька    
Р – Л Рак – лак    
Р – Й Марка – майка    
Р’ – Й Моряк – маяк    
П – Б Почка – бочка    
Т – Д Тачка – дачка    
К – Г Кости – гости    
Ы – И Мышка – мишка    
С - З Косы – козы    

Серия «Б».Повторение фраз:

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Старший братишка рассказал страшную сказку.    
Старушка сушила пушистую шубу.    
Течет речка, печет печка.    
Юля уронила фарфоровое блюдце.    
Чайка отличается от цапли.    
У Сони цветик - семицветик.    
Жутко жуку жить на суку.    
В домишке жили мышки.    

Оценка для заданий № 4 «А», «Б»:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;

2 балла – задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;

1 балл – неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление VII

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов

1. Отраженное воспроизведение слов

Инструкция: «Послушай и повтори за мной».

Предлагаемый материал Ответы
Начало года Конец года
Бегемот    
Сосна    
Танкист    
Сквозняк    
Лекарство    
Сковорода    
Термометр    
Пингвиненок    
Фотографирую    

Оценка:

5 ба

Наши рекомендации