Организации общего образования внецерковного подчинения
Русская Православная Церковь, выражая интересы своих чад, всех, кто идентифицирует себя с Православием, становится инициатором взаимодействия в вопросах образования и выражает готовность к сотрудничеству с государственными, муниципальными и общественными организациями, органами управления образованием, всеми традиционными религиями.
В согласии с национальным образовательным законодательством той или иной страны, которое предусматривает формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, по желанию обучающихся или их родителей (законных представителей) в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях внецерковного подчинения, Церковь выражает готовность нести знания о Православии как духовно-нравственном основании традиционной культуры народов России и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, средоточии духовных и нравственных ценностей, оказавших и оказывающих влияние на историческое развитие и нравственное состояние стран и народов, человеческих сообществ и каждой личности.
Православно ориентированное образование в государственных, муниципальных и частных нецерковных организациях общего образования осуществляется на началах их сотрудничества с Церковью, эффективной реализации которого служит создание специальных совместных органов (попечительских, экспертных, координационных, учебно-методических и др.) с участием церковных организаций.
Преподавание курсов, дисциплин и модулей по православной культуре в системе общего образования осуществляется в доступных для обучающихся формах и не сопровождается обязательным обучением религиозной практике, участием в религиозной жизни и богослужениях.
Главная цель, которую ставят перед собой как Церковь, так и государство при введении данных курсов, дисциплин и модулей, – создать благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных православных христианских духовно-нравственных ценностей. Для этого данная предметная область должна быть представлена по всем годам обучения в школе. В ходе преподавания данных курсов происходит знакомство обучающихся с христианскими духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе, а также раскрытие смысла православного вероучения и традиций.
На всех уровнях общего образования возможны следующие формы знакомства с Православием:
1) реализация программ, предусмотренных стандартами православного образования, утвержденными профильным синодальным отделом (для частных школ – при наличии конфессионального представления, для государственных и муниципальных – вне рамок образовательной программы);
2) изучение православной культуры, в том числе в качестве предмета по выбору, входящего в комплекс дисциплин, посвященных различным религиозным культурам и гражданской этике;
3) включение знаний о православном вероучении, Священном Писании, истории, культуре, искусстве в предметы общегуманитарного профиля основной образовательной программы;
4) знакомство с христианской оценкой отдельных исторических событий, произведений литературы и искусства в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры;
5) реализация православно ориентированных воспитательных программ.
Изучение православной культуры и иных аспектов Православия имеет определенные особенности в зависимости от аудитории. Для православных верующих на первый план выходит осмысление духовной традиции, в которую они включены через литургическую жизнь Церкви. Для носителей других мировоззрений – это осмысление связи между духовным опытом Православия и основанными на нем ценностями и культурными явлениями, его влиянием на историю.
Необходимыми условиями обеспечения аутентичности преподавания православной культуры и других аспектов Православия являются:
1) конфессиональная экспертиза учебников, пособий, образовательных программ, присвоение им грифа профильного синодального отдела;
2) специальная подготовка или переподготовка педагогов и их аттестация (общественная аккредитация) Русской Православной Церковью. Только полноценная подготовка преподавателей и повышение их квалификации, осуществляемые с обязательным участием Церкви по подготовленным при участии Церкви программам, гарантируют необходимое знание предметной области.
Образовательная организация общего образования внецерковного подчинения может быть внесена в реестр образовательных организаций, получить право реализовывать программы религиозного образования (православного компонента общего образования) и соответствующую информационную поддержку. Для этого она проходит конфессиональную экспертизу[5].