Сведения об авторе проповеди
Артемий Владимирович Владимиров (фамилия при рождении — Гайдук, 21 февраля 1961, Москва, СССР) — протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе. Член Союза писателей России. Заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими телевизионными проповедями. Родился 21 февраля 1961 года в Москве. Дед — Барто Павел Николаевич. Учился в английской спецшколе № 29 в Чертольском переулке. В 1978 году поступил на романо-германское отделение филологического факультета МГУ, однако вскоре перевелся на русское отделение, которое закончил в 1983 году. Во время учёбы в университете сблизился с Никитой Ильичом Толстым, под влиянием которого пришёл к христианству. По окончании университетского курса непродолжительное время преподавал русский язык и литературу в 59-й школе, однако был уволен за проповедь православия. В 1988 году принимает священный сан, одновременно преподаёт в Московской духовной семинарии. Числясь клириком Московской духовной академии, служит в Москве в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, затем в течение нескольких месяцев в 1990 — 1991 годах — в храме святителя Митрофана Воронежского. Весной 1991 года назначен настоятелем храма. Всех Святых в Красном Селе бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря. В 2010 году соборовал Валентину Толкунову перед ее кончиной. 27 декабря 2011 года включён в состав новообразованного Патриаршего совета.
Артемий Владимиров является автором многих книг и проповедей на духовную тематику.
Глава 2. Филологический анализ проповеди протоиерея Артемия Владимирова «Память преподобного Сергия Радонежского. Об очищении сердца»
Я считаю, что проповедь протоиерея Артемия Владимирова на примере жития Сергия Радонежского, в той или иной степени, имеет обличительный, наставительный и поучительный характер. В ней можно встретить такие поучительные высказывания о том, как «новичку в духовной жизни кажется, когда он сердечно помолился, что все его сердце просвещенно благодатью Духа Святого. Однако это совсем не так. Напротив, лишь только малая часть области сердечной поначалу просвещается благодатью Божией». Церковь свидетельствует и поучает нас о том, что «Стяжание и обретение чистоты сердечной есть цель христианской жизни. Достигший чистоты сердца, умными очами созерцает невидимого Бога, чему свидетели преподобные отцы, среди которых сияет своим благочестием праведный Сергий». По словам протоиерея, святая Церковь учит, что «Благодать Божия, пришедшая к нам в таинстве крещения, возобновившая в нас свое действие через таинство исповеди, прежде всего, просвещает ум человека», из этого получается вывод о том, что «очищение ума есть усвоение православной веры во всей ее полноте и целостности, как она запечатлена в Священном Писании». Артемий Владимиров в своей проповеди наставляет людей от ошибочного понимания себя в вере: «Только поверхностные христиане думают, что они изведали все тайны собственной природы». Дальше он предлагает нам правильный путь: «И чем тщательнее мы стремимся исполнять Божии заповеди, чем более внимательнее молимся, тем более нам открывается сокровенная нечистота нашей души . Зрелость христианина , заключается в том, чтобы видеть ,чувствовать и самому себе исповедоваться в крайнем растлении своего сердца». Артемий Владимиров в своей проповеди неустанно обличает « истинных христиан» и их собственный взгляд на веру . По его словам избавить ум от греховных помыслов это всего лишь часть и она не достаточна для человека. Важно ,чтобы ум и сердце были очищены .Так он говорил«По учению святых отцов сердце наше, зараженное грехом, хотя должно быть простым и искренним ,на самом деле в не возрожденном и неочищенном состоянии весьма многосложно» Самым главным для себя наставлением из проповеди я выделю слова : «Успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу ,чтобы Он Сам присущей Ему Божественной силой совершил исцеление, войдя в наше сердце, осветил его сокровенную глубину, указал нам страсти, еще нами не опознанные ,не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы ,а может иметь внутреннее загноение».
Вид проповеди
Выделяются три вида, которые присутствуют в данной проповеди
1) Омилия
2)Дидаскалия
3)Панегирическая
Основополагающим является - дидаскалия.
Тема текста: Цель христианской жизни, к которой должен стремиться каждый верующий.
Идея: На примере духовной жизни преподобного Сергия Радонежского показать, как человек может достичь совершенного самопознания и приблизиться к Богу.
Каноническая композиция проповеди соблюдена в классическом варианте.
1)Мы с вами сегодня, как могли, молились, в душе прославляя преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского инока, который для России то, что праотец Авраам для древнего Израиля. От преподобного Сергия, как вы знаете, ведут свое родословие многие иноки, просветители нашей земли, покорившие благовестию Евангельскому народы Отечества нашего.
В акафисте и молитве преподобному Сергию мы слышали свидетельства о чистоте сердечной этого подвижника, чистоте, ради которой. Сам Бог соделал душу его обителью святой Живоначальной Троицы.
Стяжание и обретение чистоты сердечной есть цель христианской жизни. И каждый из нас должен всегда содержать в памяти слова Господа нашего: блаженны чистии сердцем, ибо они Бога узрят. Слова эти должно понимать не иносказательно и не аллегорически. Святая Церковь свидетельствует, что достигший чистоты сердца, умными очами созерцает невидимого Бога, чему свидетели преподобные отцы, среди которых сияет своим благочестием праведный Сергий.
2)Но кто похвалится чисто имети сердце, - вопрошает премудрый Соломон, царь Израилев. Действительно, начало пути к сердечной чистоте заключается в том, чтобы исповедать, уверовать, уразуметь, восчувствовать крайнюю нечистоту собственного сердца. Этим видением, этим исповеданием собственной греховности отличаются истинные христиане от христиан ложных и от тех, кто вовсе не считает себя христианами.
Действительно, по действию духа обольщения, люди, не обращающиеся сердечно ко Христу, отказываются признавать нечистоту души своей. Они зачастую и самую душу свою отрицают, не верят в ее бытие. Напротив, мера преуспеяния духовной зрелости христианина, заключается в том, чтобы видеть, чувствовать и самому себе исповедоваться в крайнем растлении своего сердца.
Приступит человек и сердце глубоко, - по свидетельству Священного Писания. Только поверхностные христиане думают, что они познали себя самих, только таким легкомысленным людям кажется, что они изведали все тайны собственной природы. Воистину приступит человек и сердце глубоко. И чем тщательнее мы стремимся исполнять Божие заповеди, чем более внимательно молимся, тем более нам открывается сокровенная нечистота нашей души.
3) По учению святой Церкви благодать Божия, пришедшая к нам в таинстве крещения, возобновившая в нас свое действие через таинство исповеди, прежде всего, просвещает ум человека, который называют владычествующей главной силой души. Ум - то же самое, что сторож в отношении сада. Сад - это наше сердце, но сердце живет своей сокровенной жизнью, иное дело очистить ум, иное дело очистить сердце, ум очищается быстрее, чем сердце с Божией помощью. Очищение ума есть принесение Богу покаяния в прежде содеянных грехах. Очищение ума есть усвоение православной веры во всей ее полноте и целостности, как она запечатлена в Священном Писании, Предании Матери-Церкви.
Человек, умом согласившийся с учением Церкви, молящийся Богу, старающийся не допускать безобразных мечтаний, образов, чист умом своим, но может быть вовсе еще не очищен сердцем. Сердце имеет свою сокровенную, повторяем, глубокую, таинственную жизнь. Одно дело ствол и крона дерева, другое дело - корни, уходящие в глубину почвы.
По учению святых отцов, сердце наше, зараженное грехом, хотя должно быть простым и искренним, на самом деле в не возрожденном, в неочищенном состоянии весьма многосложно.
Новичку в духовной жизни кажется, когда он сердечно помолился, что все его сердце просвещено благодатью Духа Святого. Однако, это совсем не так. Напротив, лишь только малая часть области сердечной поначалу просвещается благодатью Божией. Но наше сердце подобно айсбергу, нижняя часть которого находится во тьме. Сердце подобно вулкану, извержения которого мы наблюдаем, но сокровенные глубины которого подчас сокрываются от нашего взора. И никто пусть не думает, что он, принеся сердечное покаяние, воспомянув грехи юности своей, помолившись от души, приобрел свое сердце для Бога. Нет, но необходим постоянный молитвенный подвиг, постоянное внимание к своей душе, постоянное взывание: Господи, дай мне зрети моя прегрешения. От чуждых мне помыслов и страстей очисти меня, Господи. Пощади душу мою. И мало-помалу по благодати Божией мы обретем возможность познать нечто из сокровенной жизни сердца. Поэтому из нас никто, даже и причастившись Святых Тайн Христовых, не может и не должен почитать себя очищенным, освященным, святым человеком, который мог бы почить на лаврах. Но для того мы и причащались, чтоб Сам Христос, войдя в наше сердце, осветил его сокровенную глубину, указал нам страсти, еще нами не опознанные, не вскрытые, как может человек иметь внешние язвы, а может иметь внутреннее загноение.
4)Так вот успех в духовной жизни по существу и сводится к тому, чтобы увидеть сокровенную проказу, почувствовать тайные страсти, смердящие в глубинах совести, и соответственно возмолиться, восплакать, восстенать к Богу, чтобы Он сам присущей Ему Божественной силой совершил врачевание и исцеление нашей падшей природы.
Этим-то и занимались и занимаются иноки. Успеха в этом делании достиг преподобный Сергий, который, многие годы проведя в уединении, достиг совершенного самопознания. Благодать Божия высветлила самые сокровенные, отдаленные уголки его сердца. Ему удалось, в силу крайнего смирения и молитвы, изгнать из души страсти и духов нечистых, которые пребывают, даже укрываясь от нашего наблюдения, в разветвлениях падшей нашей души.
Посему, видя в нем, в преподобном Сергии, действительно чистого сердцем человека, того, кто узрел при жизни своей Бога, будем молиться ему, идти стопами его, дабы всегда оплакивая свою нечистоту и немощь, всегда взывать вместе с Церковью: Сердце чисто созижди во мне Боже, дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от меня. Воздаждь мне радость спасения моего и духом владычним утверди мя.
Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас, яко мы усердно к тебе прибегаем скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Еще раз поздравляю вас с праздником этого величайшего Российского угодника Божия.