Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем :
Учитель должен способствовать формированию группы.
Учитель должен учитывать социально-психологические факторы в ходе учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен постоянно повышать свою квалификацию.
Учитель должен постоянно оценивать свою деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен постоянно корректировать свою деятельность, исходя из педагогической ситуации.
Учитель должен тщательно анализировать выбранный им индивидуальный стиль руководства коллективом.
Учитель должен использовать при работе с коллективом невербальные средства общения и взаимодействия.
Учитель должен повышать свой коммуникативный уровень используя в работе невербальные средства общения.
Учитель должен уметь просчитывать способы решения проблемных ситуаций общения на модели.
Учитель должен конструктивно подходить к решению педагогических проблем.
Учитель должен уметь использовать навыки, полученные при работе с моделью, в ходе решения реальных педагогических ситуаций.
Учитель должен уметь детально просчитать пути решения конфликтной ситуации на модели.
Успешное протекание учебно-воспитательного процесса зависит от компетентности учителя и высокого уровня его профессионализма. Только выполняя эти требования можно говорить о полноценности педагогического общения.
Общение — процесс многосторонний, многоплановый. Поэтому существует множество различных определений его. Общение — это обмен или передача информации от одного человека другому.
Общение — процесс взаимодействия людей. Общение — это обмен духовными ценностями и т. д.
Наиболее компактным и точным является, на наш взгляд, определение, данное психологом В. Н. Мясищевым, который рассматривает общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Многозначность понятия «общение» связана с его многофункциональностью.
Для чего необходимо человеку общение?
Во-первых, оно выполняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельности людей. Общение и возникло тогда, когда у одного человека появилась потребность объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физического выживания.
Во-вторых, общение служит установлению общности между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не может существовать не только физически, но прежде всего психологически: ему необходима эмоциональная поддержка, ощущение, что он значим для других, что он свой среди своих. Вместе с тем он стремится не только быть со всеми и как все, но и определиться среди других, привлечь к себе внимание других, выразить себя, проявить свою индивидуальность.
В общении так или иначе выражается отношение человека к другому человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение влияет на эмоциональное состояние человека, обеспечивает эмоциональный комфорт или дискомфорт, является средством воздействия одного человека на другого, побуждения его к действию.
Наконец, общение — важнейший инструмент познания, так как только через содержательное общение с другим человеком или продуктами его творческой деятельности мы получаем необходимые знания.
Педагогическое общение, т. е. общение учителя с учениками, помимо уже названных целей выполняет специфические педагогические функции:
1. Обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, в котором происходит обучение.
2. Создает условия для развития интереса детей к учению и обеспечивает творческий характер учебной деятельности.
3. Способствует решению воспитательных задач, которые ставит учитель, так как именно в процессе педагогического общения наиболее интенсивно происходит обмен духовными ценностями, формируется отношение ученика к миру, к людям, к самому себе.
Психологи выделяют различные виды общения, исходя из его целевой направленности. В деятельности же учителя наиболее значимы два из них:
а) межличностное общение (свободное) — общение вне деятельности, нацеленное на создание эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими;
б) деловое общение в процессе совместной деятельности: например, двух педагогов, обсуждающих волнующую их профессиональную проблему, или учителя с учениками на уроке во время решения трудной задачи, объяснения нового материала или опроса (при условии общей заинтересованности в результатах совместной деятельности).
Практика показывает, что добиться успеха в деловом взаимодействии можно, только строя его на личностной основе, начиная общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Наиболее убедительно это доказывает книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», автор которой дает множество конкретных советов, помогающих людям различных профессий решать свои деловые проблемы, развивая у себя умение располагать к себе других людей.
Прислушайтесь к мудрым советам, которые помогут вам сегодня и в будущем улучшить ваши взаимоотношения с окружающими людьми и учениками.
Заповеди общения
1. Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся к вам душой, сердцем. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Стройте общение с людьми не «от себя», а «от них». Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока — главное, не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.
3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек — уникален, и к каждому необходим свой подход. Помогите ему увидеть свои возможности и развить их в себе, чаще демонстрируйте ваше уважение к его достоинствам.
4. Приходя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, возрастом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Вступая в контакт с детьми, не стройте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова.
Американские психологи Дж. Маккроски, В. Ричмонд и другие выделили 22 эмоциональные модели общения и показали, что положительное влияние на эффективность обучения оказывают следующие фразы учителя:
1. «Попробуй, тебе это покажется интересным и понравится»; «Это хорошая практика».
2. «Тебе это пригодится в жизни»; «Это подготовит тебя к поступлению в институт»; «Это поможет тебе сдать выпускной экзамен».
3. «Ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»; «Лучше тебя с этой работой никто не справится»; «Ты хорошо умеешь это делать»; «Ты в этом силен, потому что ты способен».
4. «Я должен знать, как хорошо ты это понимаешь»; «Я должен увидеть, как хорошо я тебя научил»; «Я должен убедиться в том, как ты это делаешь».
Один из самых авторитетных специалистов в области человеческих взаимоотношений Д. Карнеги выработал 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:
1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
А вот что рекомендует Д. Карнеги тем, кто хочет понравиться людям:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Умение задавать вопросы основывается на умении слышать -- не слушать или делать вид, что слушаешь, а именно слышать информацию, обнаруживать и осознавать смысл, отношение, подтекст, юмор и т.д. В ходе занятий по педагогической технологии можно даже провести специальное упражнение несколько юмористического характера, направленное на выявление умения слышать: преподаватель рассказывает небольшую историю, которую затем три статиста пересказывают поочередно друг другу. Несмотря на то, что перед началом эксперимента их предупреждают о необходимости быть очень внимательными и не искажать смысл, именно идентичность и точность пересказа вызывает наибольшее практическое затруднение.
Постановка проблемы культуры общения и культуры педагогического общения на первый план выдвигает личность. Сказанное в равной степени относится и к личности педагога, и к личности ученика. Культура общения подчеркивает гуманистическую направленность общения.
Таким образом, в качестве основной задачи исследования формирования культуры педагогического общения выступает изучение и определение его теоретико-методологических основ. Осмысление этой задачи обусловливается выделением ряда противоречий, обострившихся в последнее десятилетие между:
- социально-культурными процессами современного общества, условиями социальной реальности и, в частности, состоянием культуры общения и требованиями педагогической деятельности к высокой культуре общения учителя;
- требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях и состоянием подготовки будущих учителей с соответствующей культурой педагогического общения;
- объективной формой существования культуры педагогического общения и личностной формой ее присвоения и развития.
Основное противоречие обусловлено несоответствием между возрастающими требованиями к процессу и результату формирования культуры педагогического общения и недостаточной разработанностью ее методологических и теоретических основ. Данное противоречие порождает проблему исследования междисциплинарного характера, главная особенность которой - неопределенность путей построения теоретических основ формирования культуры педагогического общения. Данная проблема определяет цель исследования.
Цель исследования: определение методологических и теоретических основ, условий, принципов и механизмов формирования культуры педагогического общения.
Объект исследования: культура педагогического общения как социокультурный феномен.
Предмет исследования: теоретические основы формирования культуры педагогического общения на вузовском этапе подготовки педагогических кадров.
1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу исследования строения и формирования культуры педагогического общения.
2. Выявить сущность, структуру, функции и критерии оценки сформированности культуры педагогического общения.
3. Вскрыть и обосновать основные тенденции, принципы и механизмы формирования культуры педагогического общения.
4. Обосновать содержание, этапы и способы организации процесса формирования культуры педагогического общения будущего учителя и выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.
5. Выработать научно-методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в педагогическом вузе, направленного на формирование культуры педагогического общения будущего учителя.
Список литературы:
1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., - 1991г.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., - 2001г.
3. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. М., - 1992г.