Анализ (самоанализ) урока истории
Основные пункты, которые принимаются во внимание при анализе современного урока: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
В листе анализа (самоанализа) урока указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.
Этапы анализа (!!!!! Должны быть детально описаны ниже в листе анализа (самоанализа) урока) | Количество баллов | |
Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | ||
Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | ||
Какие способы мотивации применяет педагог? | ||
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | ||
Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | ||
Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | ||
Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
Помимо детального описания этапов урока при анализе (самоанализе) урокав графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Указываются определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
· Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
· Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
· Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
· Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Приложение 2