Краткая характеристика общих приемов
Абстрагирование – отхождение в мысли (мысленное отвлечение) от несущественных свойств, связей, отношений, предметов, и выделение нескольких черт, интересующих исследователя;
Абстрагирование может применятся е реальным и абстрактным объектам. Оно позволяет заменить в знании сложное простым, но таким, которое бы отражало основное в этом сложном, его существенные черты. Абстрагирование способствует углублению познания.
Виды абстракции:
Отождествление – образование понятий путем объединения предметов, явлений…, именующих общие свойства. При этом изолируется комплекс свойств предмета.
Изолирование– выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами (например, технологичность, надёжность, нагрузка).
При этом изолируется одно свойство предмета.
Конструктивизация – отклонение от неопределенности между реальными объектами;
Актуальная бесконечность – отклонение от незавершенности (невозможность завершения) процесса потенциальной осуществимости – отклонение от реальных границ человеческих возможностей (бесконечность рассматривается как потенциально осуществима).
Чаще всего метод абстрагирования является элементом более сложных по своей структуре методов эксперимента (анализа и моделирования).
Анализ – (от греч. analysis – разложение) метод познания позволяющий мысленно или практически разделить предметы изучения (исследования) на части, составные элементы и рассматривать его признаки, свойства и отношения (предполагает изучение от общего к частному).
Синтез (соединение) – метод познания, допускающий объединение отдельных частей (элементов предмета исследования, или его свойств) в единое целое (предполагает изучение от частного к общему).
Анализ и синтез представляет собой единство и борьбу противоположностей. Они взаимосвязаны и обычно применяются в паре.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, отделам разрядам в зависимости от общих признаков.
Например, классификация методов исследования, обучения или воспитания; средств обучения или воспитания; форм обучения или воспитания, принципов обучения или воспитания и т. д.
Индукция (наведение) – метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы (предполагает переход от частного к общему), пример, от фактов к гипотезе ( к общему утверждению).
Различают неполную и полную индукцию.
Неполная индукция позволяет создать лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. В данном случае присутствует незавершенность.
Полная индукция предполагает, что умозаключение исчерпывающие рассматривает изучаемое явление.
Один из методов научной индукции – метод сопутствующих изменений, когда возникновение или изменение одного явления вызывает определенные изменения другого, но при этом они связаны один с другим.
Дедукция (выведение)– метод познания, при котором из общих принципов и законов выводятся частные положения. Вывод делается на основании знаний общих свойств этого множества.
Для дедукции и индукции характерна борьба и единство противоположностей. Однако в научном исследовании они всегда используются. Они представляют собой разные стороны диалектного метода познания, вместе от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, проверке вывода и больше глубокому обобщению.
Моделирование (от лат. modulus – образец, мера) – метод исследования, базирующийся на использовании модели как средства исследования явлений и разных процессов. По модели уточняются характеристики оригинала. Модели – образцы, аналоги, схожесть с оригиналом которых существенна, а разница не существенна.
Идеальные модели фиксируются в наглядных элементах: рисунках, схемах, компьютерных программах. Модель может быть структурная, функциональная, физическая и др, а также модель школьной или вузовской программы по какому-либо предмету; модель урока, занятия, учебно-педагогического процесса и т. д.
Структура метод моделирования:
1) постановка задачи;
2) создание новой модели или выбор ранее существующей модели;
3) изучение модели во всех ее проявлениях;
4) перенесение знаний с модели на оригинал.
Следует отметить, что моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования.
Различают абстрактные (идеальные) модели и предметные (материальные) модели:
К абстрактным модели относят:
мысленные, логические, воображаемые, математические.
К предметным моделям относят физические, вещественные или действенные модели.
Основой моделирования является метод аналогий.
Аналогия– (от греч. analodgia – сходство, соответствие) метод познания с помощью которого достигается знание о предметах или явлениях на основании их сходства с другими.
Сравнение – метод исследования и процесс определения схожести или различий предметов или явлений, а также нахождения общего присущего двум или нескольким объектам.
Различают опосредованное сравнение (объектов посредством третьего, например, эталоном и получают количественные результаты (результаты измерений) и непосредственное сравнение (объектов между собой и получают качественные результаты: больше, меньше, выше, ниже).
Как видим, сравнение обеспечивает единство качественных и количественных сторон объекта.