Участники образовательного процесса. 4.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители)

4.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), учителя и все другие работники Школы.

4.2 Приём детей в муниципальное общеобразовательное учреждение начинается после достижения ими возраста шести лет шести месяцев ( при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ),но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей ( законных представителей ) управление образования и молодёжной политики Администрации города Смоленска вправе разрешить приём детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем возрасте.

При поступлении детей на ступень начального общего образования Школы родители (законные представители) представляют заявление на имя директора школы, копию свидетельства о рождении ребенка ( заверяется директором школы ), справку о месте жительства ребенка, медицинскую карту.

Запись в 1 класс общеобразовательного учреждения начинается с 01 апреля по мере поступления заявлений родителей (законных представителей). Документы представленные родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 1 класс; контактные телефоны для получения информации; телефон управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска.

Комплектование 1-х классов производится с учетом пожеланий родителей в выборе программы обучения, формы получения образования.

Зачисление детей на ступень начального общего образования Школы оформляется приказом директора Школы на основании заявления родителей (законных представителей) не позднее 30 августа текущего года.

Преимущество при зачислении в первый класс Школы имеют дети, проживающие в микрорайоне Школы (территории, закрепленной за Школой ежегодным приказом управления образования) и имеющие право на получение образования соответственного уровня, дети, имеющие старших сестер и братьев, обучающихся в данном учреждении, а также выпускники дошкольных образовательных учреждений, реализующих со Школой единую образовательную программу.

Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в Школе. Свободными являются места в классах, имеющих наполняемость менее 25 учащихся.

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс Школы независимо от уровня их подготовки.

Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер.

На ступень основного общего образования Школы принимаются граждане, которые имеют право на получение образования соответствующего уровня при наличии заявления на имя директора Школы, личного дела ученика, заверенного подписью директора и печатью школы, медицинской карты ученика. Заявления регистрируются в установленном порядке.

Преимущество при зачислении учащихся на ступень основного общего образования Школы имеют граждане, проживающие в микрорайоне Школы и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в Школе.

На ступень среднего (полного) общего образования Школы принимаются граждане, которые имеют право на получение образования соответствующего уровня при наличии заявления родителей (законных представителей) на имя директора Школы, аттестата об основном общем образовании. Заявления регистрируются в установленном порядке.

Прием заявлений начинается в период после вручения аттестатов об основном общем образовании.

Количество 10-х классов, открываемых в Школе, обеспечивает прием выпускников 9-х классов Школы, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование.

Преимущество при зачислении учащихся в 10 класс Школы имеют граждане, проживающие в микрорайоне Школы и имеющие право на получение образования соответствующего уровня.

Преимущественным правом при зачислении в Школу с углубленным изучением ряда предметов пользуются обучающиеся, поступающие из других общеобразовательных учреждений такого же вида в связи с переменой места жительства.

Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в Школе.

При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), В Школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.

Зачисление граждан на ступень среднего (полного) общего образования Школы оформляется приказом директора Школы до 1 сентября каждого года.

При приёме гражданина в Школу последняя обязана ознакомить его и ( или ) его родителей ( законных представителей ) с Уставом Школы, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Прием обучающихся во 2-9,11 классы осуществляется при предоставлении следующих документов: заявления на имя директора Школы, личного дела учащегося, заверенного подписью директора и печатью Школы, медицинской карты обучающегося.

При переводе обучающихся из одного общеобразовательного учреждения в другое в течение учебного года к этим документам родители (законные представители) представляют выписку текущих оценок по всем предметам учебного плана, заверенную печатью Школы.

4.3. Обучающиеся в Школе имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются Уставом Школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами;

в) деление обучающихся на подгруппы для проведения практических работ в классах с углубленным изучением отдельных предметов;

г) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

е) участие в управлении Школой;

ж) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой.

4.4. Обучающиеся в Школе обязаны:

- выполнять Устав Школы;

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу Школы;

- посещать занятия в школьной форме, установленного образца;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;

- выполнять требования работников Школы в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

4.5. Учащимся Школы запрещается:

- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

- использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;

- производить любые действия, влекущие за собой последствия для окружающих.

4.6. Другие обязанности обучающихся определяются приказами директора Школы и, прежде всего, приказом по технике безопасности.

4.7. По согласию родителей ( законных представителей ), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающиеся, достигшие возраста пятнадцати лет, могут оставить Школу до получения основного общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями ( законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего Школу до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и ( или ) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

4.8.По решению органа управления Школы за совершённые неоднократно грубые нарушения устава допускается исключение из Школы обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из Школы применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Школы, а также нормальное функционирование Школы.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учётом мнения его родителей ( законных представителей ) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Школа незамедлительно обязана проинформировать об исключении обучающегося из Школы его родителей ( законных представителей ) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями ( законными представителями ) несовершеннолетнего, исключённого из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и ( или ) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

4.9. Родители (законные представители) имеют право:

а) выбирать формы получения образования;

б) защищать законные права и интересы ребенка:

- для этого необходимо обратиться с письменным заявлением к директору Школы, который обязан в установленный законом срок (не позднее чем через месяц) дать письменный ответ;

- в случае конфликта между родителем и учителем по поводу объективности выставленной оценки приказом директора создается независимая комиссия специалистов – предметников (лучше с привлечением методиста), которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку;

в) присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении ребенка;

г) участвовать в управлении Школой, т.е. избирать и быть избранным в Совет Школы, Попечительский совет. Принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях;

д) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося:

- посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора Школы и согласия учителя, ведущего урок;

- с оценками успеваемости учащегося родителя знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;

е) знакомиться с Уставом Школы и другими документами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс;

ж) посещать Школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;

з) оказывать добровольную спонсорскую помощь;

и) принимать решение о необходимости охраны Школы;

к) принимать решение на общем родительском собрании об обращении в государственную аттестационную службу о направлении рекламации на качество образования, данного Школой.

4.10. Родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:

а) воспитание своих детей и получение ими основного общего образования;

б) ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс с одной неудовлетворительной оценкой;

в) выполнение Устава Школы в части, касающейся их прав и обязанностей;

г) посещение проводимых Школой родительских собраний;

д) бережное отношение обучающихся к имуществу Школы.

4.11. Педагогические работники принимаются в Школу на работу в соответствии со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации. Для них обязательны следующие документы:

- заявление о приеме на работу;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- диплом об образовании;

- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- медицинская справка об отсутствии противопоказаний для работы учителем (воспитателем);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учёта для военнообязанных лиц;

- другие медицинские справки, установленные Госсанэпиднадзором России.

4.12. При приеме на работу администрация Школы знакомит принимаемого на работу учителя под расписку со следующими документами:

- коллективным договором;

- Уставом Школы;

- Правилами внутреннего распорядка;

- должностными инструкциями;

- приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности, инструкцией по охране труда;

- другими документами, характерными для Школы.

Для работников Школы работодателем является Школа.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в Школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Трудовые отношения работника и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

4.13. Педагогические работники обязаны:

а) удовлетворять требованиям соответствующих педагогических характеристик;

б) выполнять Устав Школы и Правила внутреннего трудового распорядка;

в) поддерживать дисциплину в Школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается;

г) принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;

д) проходить периодически по приказу директора Школы бесплатные медицинские обследования.

4.14. Педагогические работники имеют право на:

а) участие в управлении школой:

- работать в педагогическом совете;

- избирать и быть избранным в Совет Школы;

- обсуждать и принимать Правила внутреннего распорядка;

- обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива.

б) защиту своей профессиональной чести и достоинств;

в) свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся;

г) повышение своей квалификации;

д) аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;

е) на сокращенную рабочую неделю ( не более 36 часов в неделю ), получение пенсии по выслуге лет, длительный до года отпуск через каждые 10 лет непрерывной работы преподавателем;

ж) социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также дополнительные льготы, предоставляемые в регионе, Школе;

з) проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава Школы только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой ему передана.

4.15. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в Школе.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором полугодиях.

Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых Школа является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

4.16. Педагогическим работникам классов углубленного изучения отдельных предметов производится повышение тарифных ставок на 15 %; руководящим работникам школы (директору, заместителям директора), деятельность которых связана с осуществлением учебного процесса – на 20 %.

Управление Школой

5.1. Управление Школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Управление Школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Основными формами самоуправления в Школе являются Совет Школы, Попечительский совет, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, родительский комитет.

Порядок выборов органов самоуправления Школой и их компетенция определяются уставом Школы.

5.2. Трудовой коллектив составляют все работники Школы. Полномочия трудового коллектива Школы осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников Школы. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании.

5.3. Общее собрание трудового коллектива имеет право:

а) обсуждать и принимать Устав Школы, вносить изменения и дополнения к Уставу;

б) избирать делегатов по выборам Совета Школы один раз в два года;

в) обсуждать и утверждать Правила внутреннего трудового распорядка Школы, коллективный договор.

5.4. Общее руководство Школой осуществляет выборный орган – Совет Школы, состоящий из 13 человек. Из них – 7 членов от педагогического коллектива, 4 члена – от родителей, 2 члена – от учащихся 9-11 классов.

Кандидаты в члены Совета Школы от педагогического коллектива выбираются на общем собрании работников Школы (количество не ограничено, но не менее семи человек).

Кандидаты от родителей выбираются либо на общешкольном родительском собрании, либо на классных родительских собраниях (количество произвольно, но всего не менее четырех).

Кандидаты от учащихся 9-11 классов выбираются на общем собрании учащихся 9-11 классов, либо на классных собраниях (количество произвольно, но не менее двух).

Избранные представители собираются на общешкольную конференцию, которая избирает Совет Школы из 13 человек во главе с председателем. Председателем Совета может быть избран любой из 13 членов Совета, за исключением директора Школы.

Конференция созывается по решению Совета один раз в два года. Она избирает (переизбирает) Совет Школы сроком на два года, заслушивает отчет Совета и его председателя.

5.5. Полномочия Совета Школы:

а) утверждает концепцию развития Школы, разработанные долгосрочные образовательные программы;

б) утверждает локальные акты Школы:

- Правила для обучающихся;

- Положение о стипендиях обучающихся;

- Положение о школьной форме.

в) принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни Школы, не отнесенным к компетенции директора.

5.6. Заседания Совета Школы созываются его председателем или по требованию не менее половины членов Совета по мере надобности, но не реже одного раза в полугодие.

Решения Совета Школы принимаются открытым голосованием. Решения Совета Школы считаются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и, считаются принятыми, если за решение проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета.

Решения Совета Школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации Школы, всех членов трудового коллектива, обучающихся Школы и их родителей.

На заседаниях Совета Школы ведутся протоколы, подписываемые председателем Совета и секретарем.

5.7. Попечительский совет является добровольным объединением спонсоров, созданным для содействия внебюджетному финансированию Школы и оказанию ей организационной, консультативной и иной помощи.

По решению общего собрания спонсоров и с соблюдением законодательства о некоммерческих организациях Попечительский совет Школы может быть зарегистрирован в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица.

Попечительский совет участвует в управлении Школы путем принятия для Школы решений по использованию передаваемых ей средств и имущества, объединенного спонсорского фонда.

5.8. Управление деятельностью Школы осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый по решению Учредителя в соответствии с Положением о процедуре назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальный предприятий ( учреждений ), утверждённым решением 30 сессии Смоленского городского Совета II созыва от 30.10.2002 № 447.

5.9. Директор Школы имеет право на:

а) представление Школы во всех инстанциях, без доверенности;

б) распоряжение имуществом и материальными средствами;

в) прием на работу, увольнение и перевод сотрудников в соответствии со статьями трудового кодекса Российской Федерации;

г) утверждение расписания и графиков работ;

д) издание приказов и утверждение инструкций, обязательных для выполнения всеми работниками и обучающимися Школы;

е) распределение учебной нагрузки (совместно с профсоюзным комитетом), определяет виды доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств;

ж) контроль совместно со своими заместителями по учебно-воспитательной работе за деятельностью педагогов, в том числе посещение уроков, всех других видов учебных занятий, воспитательных мероприятий;

з) назначение председателей методических комиссий по предметам, секретаря педагогического совета;

и) решение других вопросов текущей деятельности Школы, не отнесенных к компетенции Совета Школы и Учредителя.

Директор Школы несет ответственность перед обучающимися и их родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом Школы.

5.10. В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, вопросов организации учебно-воспитательного процесса, изучения и распространения передового педагогического опыта в Школе действует педагогический совет.

5.11. Членами педагогического совета являются все учителя и воспитатели Школы, включая совместителей. Председателем педагогического совета является директор Школы. Он назначает своим приказом секретаря педагогического совета сроком на один год.

5.12. Педагогический совет собирается не реже четырех раз в год. Ход педагогических советов и решения оформляются протоколами. Протоколы хранятся в школе постоянно.

5.13. К компетенции педагогического совета относится:

а) утверждение образовательной программы, учебного плана Школы;

б) утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;

в) утверждение годового календарного учебного графика работы;

г) допуск учащихся 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации, засчитывание результатов централизованного тестирования в качестве результатов экзамена по выбору;

д) выдача документов об образовании;

е) награждение 1-8, 10 классов и выпускников Школы за успехи в учении;

ж) исключение обучающихся за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Школы с последующим информированием органов местного самоуправления.

5.14. В качестве общественных организаций в Школе действуют классные и общешкольный родительские комитеты. Они содействуют объединению семьи и школы в деле обучения и воспитания детей. Оказывают помощь в определении и защите социально не защищенных обучающихся.

5.15. Родительские комитеты в классах избираются на общеклассных родительских собраниях в количестве, соответствующем решению собрания. Избранные члены классного родительского комитета выбирают председателя и секретаря.

На общеклассном родительском собрании избирается также один представитель в общешкольный родительский комитет.

5.16. Избранные представители классных родительских комитетов составляют общешкольный родительский комитет, который избирает председателя комитета, секретаря, председателя комиссий, которые считает необходимым создать.

5.17. Родительский комитет Школы:

а) обсуждает кандидатуры и утверждает списки обучающихся, которым необходимо оказать материальную помощь в любой форме;

б) председатель общешкольного родительского комитета является членом педагогического совета с правом решающего голоса.

5.18. Все родительские комитеты имеют право обсуждения вопросов школьной жизни и принятие решений в форме предложений.

5.19. Родительские комитеты ведут протоколы своих заседаний.

5.20. В Школе могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации.

Школа предоставляет представителям ученических организаций необходимую информацию и допускает к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.

5.21. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

Наши рекомендации