Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _________________________
_____________ И.О.Ф.
«______»____________2010г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Специальность: 032100.00 – «Математика с дополнительной специальностью» (050201.00 по ОКСО); 030100.00 – «Информатика с дополнительной специальностью» (05202 по ОКСО); 032900.00 - «Русский язык и литература» (050301 по ОКСО); 033200.00 - «Иностранный язык» (050303 по ОКСО).
Статус дисциплины: ГСЭ.Р.3 (код по УП)
Куйбышев 2010
Одобрено: кафедра педагогики
Протокол №___1__ от ____10 сентября__ 2010 г.
Зав. кафедрой: кандидат педагогических наук, доцент Терентьева О.Г.
(уч.степень, звание, И.О.Ф.)
Аннотация
УМКД «Правоведение» составлен на основе ГОС ВПО для специальности 032100.00 – «Математика с дополнительной специальностью» (050201.00 по ОКСО); 030100.00 – «Информатика с дополнительной специальностью» (05202 по ОКСО); 032900.00 - «Русский язык и литература» (050301 по ОКСО); 033200.00 - «Иностранный язык» (050303 по ОКСО), утвержденного 31 января 2005 г.
УМКД «Правоведение»предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов
Составитель:
Бурматов А.А., старший преподаватель кафедры педагогики
(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
Рецензент:
________________________________________
(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
________________________________________
(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
1.ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГОССТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГСЭ.Р.3 Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
В основу курса «Правоведение» положены следующие принципы:
1. Вопросы, изучаемые по дисциплине «Правоведение» соответствуют программе педагогических вузов, программа составлена на основе Госстандарта и обеспечивает получение обязательного минимума знаний.
2. Курс предназначен для студентов Куйбышевского филиала НГПУ.
3. Основной целью курса есть формирование мировоззрения как основы для личностной оценки и анализа конкретных жизненных ситуаций.
4. Курс имеет : лекционную часть - 20часа, практических занятий - 10час, самостоятельную работу студента -18. Форма контроля - зачет.
5. Уровень требований курса находится в рамках требований ГОСТ.
3. ЦЕЛИ КУРСА
Целью курса «Правоведение» является формирование у студентов основ правового мышления, овладение базовыми понятиями юридической науки, рассмотрение права как нормативной формы культуры, взаимосвязь права и социального порядка, приобретение прочных знаний в области конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права, правовая подготовка будущего учителя.
В процессе изучения курса решаются следующие учебные задачи:
· овладение студентами основными понятиями юридической науки («государство», «право», «конституционные основы», «договор», «обязательство», «правоотношение», «правонарушение», «ответственность» и др.).
· изучение основных отраслевых институтов правовой системы Российской Федерации – основ конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права.
· обеспечение соблюдения законодательства, выработка умения принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
· усвоение основ законодательства, регламентирующего профессиональную деятельность в сфере образования.
· приобретение навыков практического применения правовых знания умения анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Курс «Правоведение» построен с учетом наличия у студента определенных правовых знаний, полученных в процессе изучения курсов социологии, политологии, экономической теории.
4. СТРУКТУРА КУРСА
4.1 Распределение часов по видам и формам работ
№п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | Всего | Аудиторные занятия. | Сам. работа | |
Лекция | Практика | ||||
Происхождение и понятие права. | |||||
Структура права и его действие. | |||||
Конституция РФ – основной закон государства. | |||||
Основы гражданского права. | |||||
Основы семейного права. | |||||
Основы трудового права. | |||||
Особенности правового регулирования образовательной деятельности | |||||
Основы административного и уголовного права. | |||||
Экологическое право. | |||||
Правовые основы защиты государственной тайны. | |||||
Всего |
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Количество часов |
Семестр 9 | |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Вид контроля | зачет |
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Раздел | Содержание раздела |
Происхождение и понятие государства и права Структура права и его действие | Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России. Международное право как особая система права. Понятие права, его признаки. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали. Соотношение права и государства. Функции права и сферы его применения. Право как нормативная форма общественного сознания. Взаимосвязь права и социального порядка. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Их связь с экономической и политической сферами. Закон и подзаконные акты. Конституция – основной закон государства и общества. Отрасли права: понятие и система. Правовое сознание. Формирование правосознания, его связь с системой социокультурных ценностей. Правовая и политическая культура. Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Понятие, признаки и состав правонарушения. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Основание возникновения юридической ответственности. Процессуальные гарантии прав лица, привлеченного к ответственности. Законность и обоснованность ответственности. | |
Конституция Российской Федерации – основной закон государства | Общая характеристика основ российского конституционного строя. Значение конституционного определения России как демократического, правового, федеративного, суверенного, социального, светского государства в форме республики. Конституция России о правах и свободах человека. Понятие и принципы федеративного устройства России. Основы конституционного статуса России и ее субъектов. Компетенция Российской Федерации. Принцип разделения власти на три “ветви” - законодательную, исполнительную и судебную. Понятие, признаки и виды государственных органов. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ. Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства. Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация. Компетенция Федерального Собрания и его палат. Порядок деятельности Федерального Собрания. Законодательный процесс. Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия. Министерство образования РФ и его органы. Органы исполнительной власти в субъектах федерации. Понятие и основные признаки судебной власти. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Судебная система, её структура: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды, военные суды; Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды. Организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции. Прокурорский надзор и органы прокуратуры. Адвокатура. Нотариат. Министерство внутренних дел России и его органы. | |
Основы гражданского и семейного права | Понятие, законодательство и система гражданского права. Гражданское правоотношение. Субъекты гражданского права. Объекты гражданского права. Сделки. Представительство. Исковая давность. Понятие и формы права собственности. Право интеллектуальной собственности. Понятие и исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Договорные обязательства. Обязательства, возникающие из причинения вреда и неосновательного обогащения. Наследственное право. Понятие и принципы семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие брака и семьи. Регистрация брака и условия его заключения. Отношения родителей и детей, личные и имущественные отношения супругов, права ребенка. Конвенция о правах ребенка. | |
Основы трудового права | Понятие трудового права. Коллективный договор и соглашения. Обеспечение занятости и трудоустройство. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание. Основание и порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта). Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Дисциплина труда. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда женщин и молодежи. Трудовые споры. Механизмы реализации и защиты трудовых прав граждан. | |
Основы административного и уголовного права | Понятие и система административного права. Понятие административного проступка. Административное принуждение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права. Понятие уголовной ответственности, ее основание. Состав преступления. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний. Общая характеристика Особенной части УК (уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан; собственности; уголовная ответственность за хулиганство; преступления, связанные с наркоманией и токсикоманией). | |
Особенности правового регулирования образовательной деятельности | Закон РФ «Об образовании». Понятие образования. Гарантии прав граждан на образование. Система образования РФ. Управление системой образования. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Права и обязанности участников образовательного процесса. |
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ.
1. Происхождение и понятие права.
2. Структура права и его действие.
3. Конституция РФ – основной закон государства.
4. Основы гражданского права.
5. Основы семейного права.
6. Основы трудового права.
7. Особенности правового регулирования образовательной деятельности.
8. Основы административного и уголовного права.
9. Экологическое право.
10. Правовые основы защиты государственной тайны.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
1. Конституция – основной закон РФ.
1. Понятие Конституция. Внутренний и внешний анализ Конституции РФ 1993 года.
2. Права и обязанности граждан РФ.
3. Законодательная, исполнительная и судебная власти.
4. Основы местного самоуправления.
5. Президент РФ.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Комментарии к Конституции РФ. М., 2004.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
Гражданское право.
1. Источники, принципы и задачи гражданского права.
2. Физические и юридические лица. Виды юридических лиц.
3. Вещное право. Формы собственности.
4. Гражданско – правовой договор.
5. Авторское и наследственное право.
Литература:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Комментарии к гражданскому кодексу РФ. М. 2004.
3. Гражданское право. Под ред. Гришаева С.П., М., 2003.
Основы трудового права.
1. Трудовые права и обязанности работников и работодателей.
2. Трудовой и коллективный договоры.
3. Переводы и увольнения.
4. Рабочее время и время отдыха.
5. Материальная и дисциплинарная ответственность.
6. Занятость население и безработица.
Литература:
1. Трудовой кодекс РФ.
2. Комментарии к Трудовому кодексу РФ. М., 2005.
3. Трудовое право. Под ред. Маврина С.П., Хохлова Е.Б. М., 2003.
8.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,
На самостоятельную работу отводится 18 ч.
Рабочей программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа проводится с целью усвоения, осмысления и углубления знаний по дисциплине. Самостоятельная работа включает в себя изучение теоретической литературы, составление конспектов, подготовку рефератов, изучение вопросов, подлежащие обсуждению на семинарских занятиях, выполнение практических заданий.
Какие бы новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов ни применялись в обучении, все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой.
В соответствии с этим в разделе решаются следующие задачи:
- показать многообразие информационных источников;
- познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемами работы с литературой;
- рассмотреть типовые случаи библиографического оформления самостоятельных работ.
Работа с книгой
В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов. При изучении гуманитарных дисциплин у студентов должен вырабатываться рационально-критический подход к изучаемым книгам и статьям. Со временем ряд информационных и теоретических материалов устаревает, требует критического отношения. С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже полезно знать.
Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Сначала надо решить, стоит ли читать книгу: ознакомиться с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. Если вы хотите развить умение свободно, концептуально мыслить, читайте оглавление. При чтении оглавления необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме, и познакомиться с ними в общих чертах.
Далее желательно бегло прочитать наиболее важные разделы, определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и как применить. На следующем этапе выделяйте наиболее важные положения автора работы, имеющие концептуальный характер или объясняющие точку зрения. Эти положения необходимо выписывать или зафиксировать закладками.
Старайтесь работать над текстом без отвлечения, сосредоточенно. Метод выписки цитат необходимо дополнить работой над структурой и логикой развития работы. Это обеспечит глубокое понимание текста. Учитесь понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом.
Полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции. К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания, и т.д.), выходные данные, аннотация. Эти сведения, расположенные обычно на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, списки литературы.
Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, используйте их.
Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые дают читателям возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике. Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в них помогают специальные указатели. Научно-справочный аппарат помогает более глубокому усвоению содержания книги.
Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.
Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы — сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.
Аннотация - краткое изложение содержания - дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.
Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.
Экономию времени при конспектировании дает использование различного рода сокращений, аббревиатуры и т.п.
Реферирование литературы
Для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме существенное значение имеет подготовка реферата. Реферат – это изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. Реферат требует большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.
Рекомендуемый объем реферата — 20—25 страниц машинописного текста.
Академическая структура исследования такова:
Введение.
Глава 1.§ 1,§ 2.
Глава 2. § 1,§ 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление.
Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким (по возможности - от 3 до 5 слов). Тему реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.
Начало работы над рефератом – отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.
Схема подготовки реферата такова: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание нового текста (реферата). На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Изложение каждого пункта плана целесообразно завершать выводами.
Требования к форме представления информации в реферате:
1. В реферате следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.
Старайтесь писать своим языком, то есть на том уровне терминологии, которым владеете в данном предмете.
2. Иллюстрации и таблицы используйте в тех случаях, когда они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем реферата.
3. Не применяйте длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.
4. Избегайте штампов, канцеляризмов и архаизмов.
5. Соблюдайте единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.
6. Все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник.
В заключении реферата делаются общие выводы. Пишется заключение без ссылок. Например: «Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы:».
В конце работы приводится список использованной литературы.
Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам реферата, по времени издания.
При оценке рефератов учитывается:
- последовательность и полнота изложения;
- правильность обоснования тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;
- степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом и др.
По теме реферата студенты выступают на семинарских занятиях и теоретических конференциях. Авторы лучших рефератов участвуют в конкурсах студенческих работ по гуманитарным наукам.