Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.
Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.
Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.
Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество - эмпатия. Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека
Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Деятельная любовь к людям. Другой важный компонент деятельности социального работника - его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Так же можно назвать следующие качества, необходимые для определения профессиональной пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:
- высокий уровень интеллектуального развития хорошая саморегуляция навыки самодисциплины способность проявлять терпимость настойчивость способность помогать людям в трудных ситуациях физическая сила, выносливость способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок здравый смысл, умение четко мыслить чуткость.
Главным противопоказанием к осуществлению соц. работы является экстремизм любого толка (от политического до религиозного).
Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.
Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:
1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.
2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.
3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины.
Данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию.
Социальная работа, особенно ее реабилитационная часть, требует активного использования широкого спектра технических и информационных средств, навыков и умений специалистов, способных не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечить человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением потребностей социокультурного, интеллектуального, этического характера, с сохранением человеческого достоинства.
Последнее обстоятельство требует применения соответствующих образовательных технологий при подготовке специалистов по социальной работе. Необходимость широкого спектра умений и навыков требует более активного переноса практической подготовки специалиста по социальной работе из аудиторий на базы соответствующих центров социальной реабилитации. При этом в социальных центрах должны использоваться преимущественно соответствующие социальные технологии, а не только традиционные управленческие, медицинские или психологические, которые внедряются по стереотипу как более известные. Эти технологии не заменяют социальных.
Личностные качества социального работника делятся на три группы.
К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят визуальность (внешнюю привлекательность личности), коммуникативность, эмпатичность, красноречивость и так далее.
Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого. Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.
Реализация вышеперечисленных качеств может быть определена названием профессиональная, трудовая этика социального работника
Новые авторы
на специалиста по социальной работе
Краевого государственного агентства стационарных учреждений социального обслуживания населения «Кучинский ПНИ – Верхнегородковский филиал»
Самойлову Марину Александровну, 1971 года рождения,
образование среднее профессиональное
Самойлова Марина Александровна работает в Верхнегородковском филиале Кучинского ПНИ с августа 1999 года 12 лет специалистом по социальной работе.
За это время она проявила себя ответственным грамотным специалистом.
Основным направлением деятельности Марины Александровны согласно должностной инструкции является осуществление мероприятий по социальной защите клиентов интерната в соответствии с Законами Российской Федерации, Постановлениями правительства РФ и Пермского края.
Самойлова М. А. тесно взаимодействует с УПФ, М, с ОУФМС, ТУ Минсоцразвития, судебными органами, с Фондами «Детство», «Газпром» где представляет интересы клиентов интерната и отстаивает права своих подопечных.
Высокий профессиональный уровень Марины Александровны позволяет компетентно, корректно решать проблемы, возникающие между клиентами и администрацией, семьёй, средой, различными специалистами служб и административных органов.
Для проживающих в интернате Марина Александровна делает существенно больше, нежели это предписывает должностная инструкция, потому что материнская забота и чуткость души свойственны пониманию выполняемого ею долга.
Доброжелательность постоянно присутствует при общении с клиентами, и располагает к откровенности. Желая добра человеку, Самойлова М. А. помогает в решении трудных проблем.
Высокая работоспособность Марины Александровны, которая часто сопряжена с затратами и личного времени, позволяет ей выдерживать интенсивный график работы, который включает в себя работу по оформлению различных документов в установленные сроки, контроль наличия и сохранности недвижимого имущества клиентов и многое другое.
Много времени уделяется ведению личных дел проживающих в интернате, поэтому все дела соответствуют предъявляемым к их ведению требованиям.
Марина Александровна готовит документы для рассмотрения опекунского Совета, присутствует на заседаниях, отстаивает интересы клиентов.
Ежегодные проверки специалиста по социальной работе работниками прокуратуры, Территориального управления Минсоцразвития, Агентства по управлению социальными службами Пермского края, КРУ, Росздравнадзора и их положительные результаты свидетельствуют о профессионализме Самойловой М. А.
Марина Александровна достигает высокого качества исполнения своих обязанностей благодаря постоянному самообразованию, повышению профессионального уровня на курсах, семинарах.
Самойлова М. А. пользуется уважением в коллективе, это позволяет ей оказывать существенную помощь в обеспечении взаимодействия структурных подразделений интерната для обеспечения комфортных и безопасных условий проживающим.
Марина Александровна организует культурный досуг обеспечиваемым: Дни рождения, Новогодие, Масленица, поездки в цирк, театр, на соревнования по лыжам, по легкой атлетике .
Самойлова М. А. воспринимает свою деятельность с точки зрения общечеловеческих и профессиональных ценностей. Её действия включают в себя нравственные мотивы: стремление сделать добро, оказывать помощь обеспечиваемым, подчиненность чувству долга – человеческого и профессионального.
Цель, которую она ставит перед собой как социальный работник, выражается формулой: способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. И этой цели она всегда достигает. В этом её секрет успеха.
Руководитель: В. В.Нилов