Методы саморегуляции социального работника, способствующие преодолению профессионального выгорания

Специалисты социальной работы, пораженные выгоранием, истощены и деморализованы, поэтому необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии, прежде чем обсуждать, что послужило причиной нарушений, и составить план ответных мероприятий. Нельзя не подчеркнуть, что посещение лекций и семинаров, а также чтение и беседы о выгорании не заменят каких-либо действий в этом направлении. Каждому социальному работнику необходимо стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению профессионального выгорания и научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Это может быть долгий, сложный и иногда дорогостоящий процесс. Последствия пренебрежения нашим профессиональным здоровьем обычно значительны.

Важную роль в профилактике и преодолении профессионального выгорания играет личность социального работника, т.к. именно она представляет собой основной ресурс, от которого зависит успешность профессиональной деятельности специалиста. От личностной позиции социального работника зависят также степень и объем поддерживающих его влияний. В этой связи возрастает роль рефлексии и саморегуляции в деятельности социальных работников.

Саморегуляция (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря их скоординированным реакциям, компенсирующим влияние изменяющихся условий окружающей среды.

При всем разнообразии проявлений саморегуляция включает в себя определение цели деятельности, формирование представления о системе значимых условий деятельности, составление программы действий, осуществление самой деятельности, разработку системы критериев успеха, получение информации о достигнутых результатах, оценку их соответствия с выбранными критериями, решение о необходимости и характере коррекции деятельности[30].

Рефлексия включает в себя понимание и оценку другого человека, соотнесение своего мнения с мнениями других людей или всего сообщества. Профессиональная рефлексия помогает социальному работнику разносторонне и критически оценивать свой профессиональный опыт, свои конкретные действия, их эффективность, лучше осознавать причины трудностей в общении с клиентами и коллегами, свои чувства и переживания, помогает своевременно распознавать и правильно оценивать неблагоприятные симптомы.

В поисках средств управления процессом выгорания некоторые авторы обратились к когнитивной теории психологического стресса, предложенной американским психологом
Р. Лазарусом, которая включает в себя в качестве системообразующего компонента индивидуальную оценку опасности существующей ситуации, а также оценку субъектом своих возможностей в преодолении выявленной угрозы. Лазарус, в отличие от Селье, считает, что стрессовая реакция индивида возникает не на любое требование со стороны среды, а только в ситуациях, угрожающих его стабильности.

Сила стрессовой реакции зависит от отношения индивида к возникшей ситуации. Основным в концепции Лазаруса является понятие угрозы, с помощью которого автор описывает сложное поведение человека в трудных условиях. По его мнению, угроза порождает защитную активность человека, направленную на устранение или уменьшение предполагаемого опасного воздействия и, соответственно, выражается в различном отношении к нему (например, в отрицании ситуации, в преодолении или принятии ее).

Данная теория позволяет сделать ряд важных умозаключений относительно поведения человека в сложных ситуациях, в том числе и тех, которые порождают феномен выгорания.
Во-первых, одни и те же события по-разному воспринимаются разными людьми в зависимости от индивидуальной оценки значимости данных событий.

Поэтому для одних они являются стрессовыми, для других – нет. Во-вторых, одинаковые по внешним характеристикам стимулы могут одним и тем же человеком в разное время восприниматься по-разному. Временами он оценивает их как неприятные, порождающие – стресс, а временами как обычное нормальное явление. В-третьих, стрессовая реакция индивида может быть понята только с учетом процессов, защищающих от угрозы.

При этом одни и те же события по-разному воспринимаются разными людьми в зависимости от индивидуальной оценки значимости данных событий.

В-четвертых, защитные процессы могут протекать не только на бессознательном уровне, но в той или иной степени осознаваться, а следовательно, поддаваться сознательному регулированию. При этом оценка индивидом своих возможностей по преодолению угрожающей ситуации включает в себя анализ возможных путей совладания с ней и выбор наиболее эффективной для этого стратегии.

В отечественной психологии под эффективной формой поведения понимается реализация человеком активных и осмысленных действий, направленных на достижение поставленных им целей при сохранении своей жизни и здоровья. В этой связи эффективной формой защиты от профессионального выгорания будет активный и осознанный поиск способов совладания с трудной профессиональной ситуацией.

Применяемые индивидом способы преодоления препятствий (совладания с ситуацией) получили название «копинг-стратегии», техники совладания со стрессом. Как правило, копинг-стратегии носят осознанный характер. Копинговые механизмы лежат в основе целенаправленного поведения индивида и определяются его способностями принимать адекватные решения в сложных ситуациях. Описанные выше методы снижения стрессовой нагрузки на работе тоже являются копинговыми стратегиями.

По мнению Лазаруса, выбор индивидом той или иной копинговой стратегии зависит от субъективной оценки создавшейся ситуации (с учетом ее значимости, интенсивности и неопределенности), от опыта по преодолению подобных ситуаций и от репертуара наработанных в течение жизни копингов. По получаемым результатам разнообразные стратегии совладания с трудной ситуацией обычно подразделяются на следующие типы:

· изменение ситуации;

· избегание ситуации;

· изменение отношения к ситуации;

· поиск помощи и поддержки;

· действия, направленные на достижение эмоциональной разгрузки и успокоения[31].

Достижение хотя бы одного из перечисленных результатов позволяет социальному работнику снизить негативное влияние существующих обстоятельств и повысить свою работоспособность.

Исследования по проблеме выгорания показали, что люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания, и наоборот, высокий уровень выгорания обнаружен у лиц с пассивными тактиками сопротивления стрессу. Кроме того, эмоциональное истощение и деперсонализация реже наблюдаются у специалистов с так называемым внутренним локусом контроля, то есть у тех, кто ощущает, что контролирует сложившиеся жизненные обстоятельства. Длятого чтобы осуществлять контроль надпроцессом выгорания,специалист должен, по мнению Робертса осознать свою ответственностьза собственные переживаниястресса и обязать себя измениться[32].

Одним из вариантов такого изменения может стать изменение интерпретации происходящихсобытий. В основе копинговогопроцесса лежит субъективная оценкаситуации. Изменение этой оценкипринципиально меняет исход событий как в эмоциональном, так и в поведенческом плане. Даже небольшиеизменения в высказываниях по поводу происходящегомогут существенно уменьшить степень выгорания.Например, желательноустранить из своего обихода слова, имеющие яркую негативную окраску, типа: «не могубольше выдерживать это»; «безнадежнаяситуация»; «ненавижу»и т.п. Всякий раз, когда хочется сказать подобное, необходимозаменить такое высказывание нейтральным. Это позволитсохранить позитивноеотношение к работе.

По мнению Маслач, одним из основных способов выхода из трудных ситуаций является искусство рационализации, т.е. способность переводить эмоциональные переживания в рациональное русло, что позволяет усилить контроль над ситуацией. Например, она предлагает при работе с эмоционально возбужденным клиентом создаватьили физическую дистанцию,или такую рациональную установку, котораябы позволила психологически отстраниться от клиента и не реагировать на обидные слова в свой адрес. А в тех случаях, когда в работе с клиентом возникает ощущение тупика, целесообразно устраивать короткие перерывы (например, уйти из кабинета под каким-нибудь предлогом, сосчитать до десяти и т.п.). Это позволит собраться с мыслями и найти новое направление для беседы.

Освоение процесса рационализации позволяет социальному работнику находить собственные способы выхода (копинги) из трудных ситуаций. Процесс рационализации может протекать следующим образом. Сначала необходимо прояснить основные параметры проблемной ситуации, и особенно те, которые больше всего задевают. Следующий шаг – выразить свои чувства по поводу данных обстоятельств. Далее необходимо определить возможные негативные последствия и оценить их значение для себя. Затем ответить на вопрос: «Как я могу улучшить ситуацию?».
И наконец, попробовать реализовать свои позитивные предложения.

Чтобы снизить риск выгорания, полезно воспользоваться правилами эмоционального поведения, предложенными Бойко. По мнению автора, существуют три главных условия, когда эмоции помогают исполнению профессиональных обязанностей в социальных профессиях и снижают риск выгорания.

1. Адекватность эмоций и переживаний, понимаемая как их соответствие смыслу внешних воздействий и оправданность в данных обстоятельствах.

2. Экономичность в проявлении эмоций, связанная с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при разрешении сложной или критической ситуации.

3. Коммуникабельностькак способность производить благоприятное впечатление на партнеров по коммуникации, располагать к общению и вызывать доверие[33].

В связи с этим сформулированы следующие правила эмоционального поведения, помогающие добиться успешного эмоционального режима без последствий выгорания. Рассмотрим некоторые из них.

1. Проявлять заботу о привлекательности своего внешнего облика, который отражает состояние психическою здоровья – интеллектуального, эмоционального, нравственного и волевого.Способность вызывать доверие у тех, с кем приходится работать, – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Располагающий к себе внешний имидж экономит энергетические затраты при установлении контакта с клиентами.

2. Преодолевать двойственность и неопределенность выражения (экспрессии) эмоций при общении с реципиентами.Эмоциональная экспрессия профессионала должна быть адекватной предлагаемым обстоятельствам: она позволяет партнерам по общению устранять неопределенность в коммуникации. Для этого В.В. Бойко рекомендует вырабатывать такие привычки: стремиться к тому, чтобы общение было наполнено живыми и искренними эмоциями, отказаться от «мимических масок», скрывающих истинное отношение к происходящему, не демонстрировать безучастность и холодность в общении, сделать так, чтобы голос не был невыразительным, избавляться от состояния эмоционального диссонанса и др.[34].

3. Не перегружать эмоции энергией и смыслом:устранять из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с трудными (неприятными) людьми; снижать накал своих эмоций, переходя к более умеренным вариантам их проявления; преобразовывать перегруженные энергией и смыслом эмоции в более позитивную и конструктивную форму.

4. Проявлять экспрессию в коммуникабельной форме, располагающей к доверию и эффективному взаимодействию с деловыми партнерами, клиентами.В.В. Бойко предлагает посмотреть со стороны на свои эмоциональные стереотипы (свою обычную экспрессию), самокритично оценить их и всеми доступными средствами устранить изъяны.

Можно полностью согласиться с автором в том, что «некоммуникабельная» экспрессия создает «барьеры» и повышает напряженность в общении, тем самым, способствуя эмоциональному истощению. Те, кто не хочет подвергнуться выгоранию в ежедневном общении, должны позаботиться о своей «коммуникабельной» экспрессии.

5. Устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми:не «рекламировать» свои несчастья, не «застревать» на проблемах и плохих предчувствиях, не переносить свое плохое настроение на других, не «переигрывать роли», афишируя свои комплексы, не «одевать маски», не эксплуатировать других для решения собственных проблем и др.

6. Отслеживать смысловое содержание передаваемых эмоций. В.В. Бойко предлагает проанализировать личностный компонент своих эмоций по следующим позициям.

· Прислушаться к эмоциональному подтексту вашего смеха:вы смеетесь ехидно, открыто и радостно, с опаской и осторожностью или как-то иначе?

· Как вы сердитесь:со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

·Как вы жалуетесь:пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого-либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

·Как вы требуете:воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?

· Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или в жесткой форме?

· Как вы реагируете на критику:агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, с искренней признательностью?

·Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег, клиентов:с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

·Как вы реагируете на близкого человека, у которого недомогание:с раздражением, стараетесь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

Если ответы содержат по большей части асоциальный смысл (означают разъединение и способствуют эмоциональной напряженности), то работа в сфере социальных и «помогающих» профессий, в том числе социальная работа, непременно будет вести к выгоранию.

7. Экономно расходовать эмоционально-энергетические ресурсы. Для этого необходимы интеллектуальный и волевой контроль за «включением» эмоций, нейтрализация отрицательного влияния многих внешних событий благодаря рационализации и позитивному мышлению.

Существует несколько категорий людей, которые не растрачивают «впустую» эмоционально-энергетические ресурсы. К ним относятся:

Самоорганизованные люди: умеющие планировать, предвидеть, упреждать нежелательные события.

Оптимисты: рассматривающие неудовлетворительные обстоятельства как временные, не концентрирующиеся на мрачных сторонах жизни, имеющие жизнерадостное мироощущение.

Экзистенциалисты: способные радоваться каждому моменту собственного бытия, находить смысл жизни в настоящем моменте – «здесь и теперь».

Гедонисты: сосредоточены на извлечении удовольствия из любого жизненного проявления – будь то работа, общение, власть, любовь, служение делу или Богу и т.д.

Творческие люди: способные стимулировать свою активность и находить вдохновение.

Дипломатичные люди: умеющие преобразовывать деструктивные формы взаимодействия в конструктивные[35].

8. Оценить ситуацию и принять решение: об оптимальной модели поведения в данной ситуации; какой ресурс для этого нужен; где его можно взять прямо сейчас.

9. Привлечь воображение для ситуативного эмоционального дистанцирования от агрессивных людей, сохраняя при этом уважительное отношение к проблемам и личности другого человека.

10. Использовать техники конструктивного поведения для снижения эмоциональной напряженности.

Можно сделать вывод, что самому социальному работнику необходимо предпринимать определенные шаги по профилактике выгорания, такие, как развитие вышеперечисленных навыков, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Если степень выгорания высока, наряду с приемами «самопомощи» целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам.

Профилактические и лечебные меры при профессиональном выгорании во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося профессионального выгорания. В профилактике профессионального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие профессионального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит. Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:

· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);

· обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

· умение разделить с клиентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;

· хобби (спорт, культура, природа);

· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:

1) создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т.е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);

2) признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);

3) обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег.

Известно, что вероятность выгорания значительно снижается, если специалист не только анализирует свои чувства, но и делится ими с другими. Как утверждает Каплан, люди могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку. Поиск помощи и поддержки в трудных ситуациях является одним из эффективных типов копинга. Важнейшим для саморефлексии в профессиональной деятельности является вопрос: «Кто поддерживает меня?».

Существуют разнообразные способы анализа системы поддержки, которую использует специалист и в которой он нуждается. Одним из таких способов является картирование. Для этого необходимо нарисовать диаграмму элементов, составляющих систему поддержки конкретного специалиста. Такими элементами могут выступать: семья, коллеги, руководство, вещи, слова, книги, действия и т.д.

Картирование позволяет осознать все то множество влияний вокруг, которые в трудные минуты нас поддерживают. Желательно также отдельно прорисовать схему препятствий (как внешних, так и внутренних), которые мешают в полной мере воспользоваться этой системой поддержки. Затем желательно проанализировать обе схемы, по возможности обсудив их с
кем-нибудь. Необходимо ответить на ряд вопросов.

· Является ли данная поддержка необходимой и достаточной?

· Какую поддержку хотелось бы получить дополнительно, и что для этого надо сделать?

· Какие можно предпринять действия, чтобы снизить роль мешающих факторов?

· Что можно сделать, чтобы улучшить систему поддержки?

· Как и когда это можно сделать?[36]

Обсуждение этих вопросов с другим человеком уже является первым шагом в активном поиске поддержки.

Наиболее важно получить адекватную поддержку в трудных случаях, когда работа с клиентом фрустрирует специалиста. Первым субъектом в оказании такой поддержки может стать трудовой коллектив. Следует признать, что даже самые опытные и искусные работники порою сталкиваются с неудачами и с «трудными» клиентами. Причинами могут выступать как неадекватность применяемых для решения данного конкретного случая стратегий, так и недостаточность рефлексии в системе отношений между специалистом и клиентом. Считается, что в таких случаях наиболее эффективным субъектом поддержки выступает профессиональное сообщество.

Вне рамок трудового коллектива могут быть использованы следующие формы совместного анализа трудных случаев: профессиональные конференции, обмен опытом, курсы повышения квалификации, внешняя супервизия и балинтовские группы. Балинтовские группы – метод группового исследовательского тренинга, предложенного психоаналитиком Михаэлем Балинтом в середине 50-х годов ХХ века. Первоначально этот метод использовался для рассмотрения отношения «врач-пациент» в профессиональной деятельности врачей общей практики, но к концу 1990-х годов метод Балинта распространился и в других социальных профессиях, в том числе в социальной работе.

Все эти формы совместной работы позволяют найти новые способы совладания с трудными ситуациями. Но последние две формы в большей степени направлены на повышение самопонимания и саморегуляции специалистов. Не все профессионалы проводят различия между супервизией и балинтовским процессом, так как в обоих случаях речь идет о рефлексии и интеграции субъективного профессионального опыта. Некоторые считают супервизию просто более широким понятием. В ходе супервизии специалист имеет возможность осмыслить и интегрировать имеющиеся у него теоретические знания, профессиональный опыт, конкретные трудные ситуации и способы личного реагирования в единую концепцию, что позволяет ему повысить свою профессиональную компетентность.

Материалом для рефлексии в супервизии являются следующие проблемы:

· понимание и восприятие себя в профессиональной деятельности;

· эффективность профессиональных действий, применяемых в трудных случаях;

· формальные и организационные вопросы социальной работы;

· взаимоотношения с трудными клиентами; взаимоотношения с участниками супервизии[37].

В фокус рефлексии попадают следующие темы: «Могу ли я справиться со своей работой? Могу ли я помочь данному клиенту? К каким изменениям в ситуации клиента привела выбранная мною стратегия помощи? Каковы отношения между мной и клиентом? Какие чувства вызывает у меня данный клиент?». Анализируя свои отношения с клиентом, социальный работник может осмыслить содержательные аспекты процессов переноса и контрпереноса. Но главное в супервизии, направленной на проработку трудных случаев – поиск новых идей в решении проблемы и расширение горизонта ее понимания.

В отличие от супервизии, где все-таки больший акцент делается на поиске новых возможностей в разрешении проблемы, балинтовские группы сосредоточены на исследовании системы отношений «социальный работник-клиент». Материалом обсуждения являются реальные трудные случаи и неудачи из практики членов группы. Основная цель метода – научиться быть более сенситивными и понимать «сложный язык жалоб» клиента. Таким образом, в центре обсуждения находятся постоянно меняющиеся отношения между специалистом и клиентом. Вне обсуждения остаются теоретические вопросы, особенности личности самого специалиста и поиск решения проблемы.

Предметом балинтовских групп выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциалов процесса коммуникации между социальным работником и клиентом. При этом решаются следующие задачи:

1) осознание искажений и «слепых пятен», блокирующих продуктивность профессиональных отношений с людьми;

2) расширение представлений о процессах оказания помощи и поддержки в противовес ранее сформированным установкам;

3) развитие способности к рефлексии своего поведения и своих чувств в межличностном взаимодействии;

4) повышение сенситивности к групповым процессам и чувствам другого человека;

5) формирование навыков коллегиальной психологической поддержки;

6) психологическая профилактика выгорания путем проработкинеудач в практике оказания социальной помощи.

Решение этих вопросов приводит к взаимному обогащению участников балинтовских групп эффективными технологиями психологического анализа трудных случаев, а также к повышению компетентности в профессиональном общении. Балинтовские группы формируются на основе добровольного участия специалистов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, готовых к пересмотру стереотипов своей работы, заинтересованных в получении квалифицированной обратной связи, групповой поддержки и коллегиальной помощи. Группы работают в течение нескольких лет, регулярно встречаясь 1-2 раза в месяц. В группу входят
от 6 до 12 человек, как правило, не связанных служебно-иерархическими отношениями. Каждый из участников предоставляет хотя бы один раз свой случай для анализа. Каждое занятие посвящается одному конкретному случаю, обсуждение которого обычно занимает не менее
2 часов[38].

Структура занятия состоит из восьми этапов. На первом этапе рассматриваются различные варианты случаев, которые предлагают участники, и выбирается один из них для подробного обсуждения. На втором этапе выбранный участник в свободной ассоциативной форме рассказывает о сложном случае из своей практики, оставившем чувство профессиональной неудачи, которую он не смог забыть. Остальные слушают рассказчика и наблюдают за его поведением. На третьем этапе рассказчик формулирует вопросы к группе по поводу случая, предложенного к обсуждению. На четвертом этапе группа адресует свои вопросы к рассказчику, пытаясь прояснить некоторые детали ситуации и испытываемых в ней чувств. Уже на этом этапе рассказчик начинает с удивлением обнаруживать, что не все важные аспекты ситуации учел. Он пытается дополнить свой рассказ, и многие, неосознаваемые до сихпор моменты начинают для него проясняться. На пятом этапе рассказчик корректирует свои вопросы к группе.
На шестом этапе разворачивается свободная дискуссия, группа пытается отвечать на вопросы рассказчика. Обратная связь от руководителя группы к инициатору обсуждения осуществляется на
седьмом этапе. На последнем этапе рассказчик дает информацию о динамике своего состояния и впечатлений от группы, происходивших у него в течение обсуждения. Существенное значение в балинтовской группе придается способности руководителя работать с бессознательными феноменами, для активизации которых могут быть использованы различные психоте-рапевтические приемы и техники.

Как правило, участники отмечают несомненную пользу от подобных обсуждений. Участие в балинтовских группах способствует установлению хороших контактов с клиентами и в силуэтого повышению эффективности деятельности социального работника в целом. После опыта участия в балинтовском процессе общение с клиентом начинает носить взаимно обогащающий характер, возникает чувство удовольствия от выполнения своей профессиональной роли. К сожалению, не всегда социальный работник имеет возможность пройти групповую супервизию или поучаствовать в работе балинтовской группы. Поэтому необходимо развивать у себя умение анализировать собственную работу, то есть умение быть самому для себя супервизором.

Для этого необходимо разработать ряд вопросов, которые можно задавать себе при работе с трудными клиентами:

· Какие суждения о проблеме имеет клиент, и как он об этом говорит?

· Какие чувства и мысли вызывают у меня его слова?

· Что я могу в этой ситуации сделать?

· Почему я выбираю именно данную стратегию действий?

· Какой результат я предполагал получить, используя эту стратегию?

· Чего я на самом деле добился?

· Как повлияли на клиента мои действия?

· Как я могу повысить эффективность моей деятельности?[39].

При занятии самоанализом важно помнить: при всех формах профессиональной рефлексии и саморегуляции необходимо предоставить себе достаточно времени. Это сложный исследовательский процесс, в ходе которого происходят не только позитивные, но и негативные открытия. Необходимо не только признать «горькие истины», но также быть в состоянии измениться.

Таким образом, можно предложить программу профилактики профессионального выгорания социального работника, которая будет включать в себя:

1) информирование социальных работников о профессиональном выгорании и причинах его возникновения;

2) развитие навыков конструктивного поведения (копинга) по средствам проведения тренингов, обучение техникам релаксации и саморегуляции;

3) совершенствование профессиональных отношений в системе «социальный работник-клиент» (супервизия, балинтовские группы);

4) создание благоприятного климата в центре социального обслуживания, для этого можно привлекать персонал к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры организации или технологических процессов;

5) четкое определение должностных обязанностей социальных работников для миними-зирования ролевой неопределенности;

6) предоставление социальным работникам возможности самим организовывать их работу, т.е. у специалиста должно быть определенное право самому решать - что и как делать на работе;

7) устранение причин, ведущих к перегруженности и незагруженности работой,
т.е. организация надлежащим образом отборочных процессов, процессов обучения и повышения квалификации социальных работников, беспристрастные решения руководства о повышении в должности, справедливое распределение обязанностей, а также соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.

Подобная программа профилактики профессионального выгорания учитывает воздействие на социального работника личностных и организационных факторов, способствующих возникновению профессионального выгорания, и направлена на комплексное преодоление негативных последствий этого явления, что будет способствовать снижению уровня выгорания социальных работников и повышению их профессиональной компетентности.

Можно сделать вывод, что социальная работа – это такая профессия, где практика решения социальных задач опережает их теоретическое осмысление. Поэтому так важно для специалиста по социальной работе развить у себя исследовательский взгляд на встающие перед ним проблемы. Это позволяет быть максимально открытым опыту и более адекватным ситуации. Исследовательская позиция под силу только психологически здоровой личности, которая хорошо понимает себя, умеет правильно оценивать свои ресурсы и управлять ими, то есть такой личности, которая активно занимается самоисследованием и саморефлексией. Рефлексия своих профессиональных действий, а также сопровождающих их чувств позволяет не только более успешно преодолевать встающие перед специалистом трудности, но и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Наши рекомендации