Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по теме №1.
Задание: прочитать текст, ответить на вопрос, выполнить упражнение, пройти тестирование по педагогике.
Из истории развития педагогических способностей.
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».
Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам» (Дарвин, Ч. Автобиография / Ч. Дарвин.– М., 1975.– С. 36).
Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.
Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.
И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.
Вот, например, что об этом пишет К.И. Чуковский в своих воспоминаниях об И.Е. Репине: «Утром, сейчас после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным, и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской».
Подобные примеры мы найдем и в жизни учителей. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Этими примерами хочется подчеркнуть очень важные качества, без которых немыслим творческий труд всех людей, учителя в частности:
o умение отдавать себя любимому делу – увлеченность, педагогическая целенаправленность;
o высокая степень ответственности перед людьми, обществом за результаты своего труда.
А это невозможно без постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, и поэтому учитель всегда должен быть в курсе тех новшеств, творческих исканий, которые имеют место в педагогической науке, в психологии, методике преподаваемых дисциплин и, несомненно, самих этих дисциплин.
Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, чтодалеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны:
o довольно жесткая структура личностных качеств и способностей,
o определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.
Кроме того, следует помнить, что качество профессиональной подготовленности учителя-воспитателя зависит не от количества усвоенных студентом знаний (хотя и этот фактор очень важен сам по себе), а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности ПЗЛК, педагогических способностей и педагогической техники.
Вопрос: О каких ПЗЛК учителя пишет В.А. Сухомлинский в статье «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»?
Практическое задание№1: привести 2–3 педагогических ситуации, которые показывают роль ПЗЛК в профессиональной деятельности учителя, во многом определяя уровень успешности при решении педагогических задач.