Определение требований к информационно-методическому обеспечению
Информационно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ начального общего образования для умственно отсталых детей (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
1. необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности;
2. характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
3. получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
4. возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);
Раскроем каждое из перечисленных требований к информационно-методическому ресурсу.
1. Необходимая нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ и детей с ТМНР в частности.
Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование детей с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.
2. Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (или законные представители) и специалисты образовательной организации, в которой обучается ребенок. С учетом того, что часто ребенок в силу тяжести имеющихся нарушений развития не может адекватно участвовать в информационном обмене, ответственность за его осуществление ложится на родителей ребенка и специалистов, которые его обучают. Особые образовательные потребности ребенка требуют координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка с ТМНР (врачей, социальных работников, тьюторов и др.). В связи с этим информационный обмен должен происходить на этапах планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Фиксирование его в целом и отдельных этапов с последующим анализом и обсуждением между участниками позволит обеспечить прозрачность образовательного процесса и обоснованность выбора его средств.
Организация и технология осуществления информационных связей должна находится в зоне ответственности образовательной организации и регулироваться локальным ее актом.
3. Получение доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
С учетом того, что в системе специального образования в настоящее время лишь десятая часть специалистов имеет профильное высшее образование необходимо обеспечить возможность получения качественной информации. Специалисты и родители должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
4. Возможность размещения материалов и работ в информационной образовательной среде.
Накопление информационно-методических материалов по образованию детей с ОВЗ и в частности детей с ТМНР позволит создать банк данных методического обеспечения процесса образования таких детей, как на уровне региональных органов управления образованием, так и образовательной организации. Размещаемые для общего доступа на соответствующих сайтах материалы, должны иметь высокую экспертную оценку специалистов.
Для распространения информационных ресурсов образования детей с ТМНР и совершенствования их качества важно обеспечить возможность информационного обмена в форме обсуждений на интернет-форумах, конференциях и круглых столах. Для этого предусмотреть в программах развития образования на федеральном и региональном уровне соответствующие мероприятия.
[1] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..
1.Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
[3] Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
[4] Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)