Раздел 3. Технологический практикум по методическому обеспечению социально-культурной деятельности

15. Ретроспективный анализ развития теории внешкольного образования в России

Вопросы:

• Принципы организации внешкольного и дополнительного образования

• «Образование» и «Обучение», «методическое сопровождение» и «методическое обеспечение»

• Дополнительное образование

• «Системно-целевой подход» и «личностно-деятельностный подход» приминительно к дополнительному образованию

Практическое задание.Изучить историко-культурные подходы к развитию дополнительного образования

Цель – Способствовать у студентов формированию историко-педагогического подхода к пониманию сущности дополнительного образования.

Таблица

Принципы организации внешкольного и дополнительного образования

Медынский Е. Н. Горский В. А. Современные подходы
-……….. -………. -………. -……….. -………. -………. -……….. -………. -……….

1. Изучите работы Е. Н. Медынского «Внешкольное образование и его значение, организация и техника» и «Энциклопедия внешкольного образования»; Горского В. А. Обсуждаем проект базисного плана // Внешкольник. Сделайте сравнительный анализ принципов и подходов в организации дополнительного образования по образцу в выше представленной таблицы.

2. Познакомтесь с основополагающими документами по дополнительному образованию: закон РФ «Об образовании», «решение коллегии Министерства РФ», «Концепция дополнительного образования детей», «Типовое положение об образовательном УДДОД».

3. Проведите ретроспективный анализ развития внешкольного образования и возможности его перехода в новое качество.

4. Сравните принципиальные основы сущности, целей и задач дополнительного образования

5. Составте вопросы, подготовьте выступление на круглом столе «Дополнительное образование – вчера, сегодня, завтра».

16. Методы внешкольного образования

Вопросы:

• Методы общего развития

• Методы Локализации

• Методы индивидуализации

• Направленность методов

• Гибкость методов

• Всесторонность влияния на человека

• Методы организации самодеятельность населения

Практическое задание. Изучить отраслевую структуру УДО.

Цель – формировать у студентов интегральный подход в осмыслении теории и практики дополнительного образования.

1. Познакомьтесь с содержанием деятельности в УДО, выделите основные направления.

2. Выделите место и роль какого-либо детского коллектива (кружок, студия, объединение) в системе образовательной деятельности в УДО.

3. На основании принципов теории внешкольного образования выстройте структуру блока «Изобразительное искусство» в системе учреждений дополнительного образования. Результаты исследования выразите в разработанной вами схеме.

17. Система организации УДО

Цель – познакомить студентов с типами учреждений ДО.

Вопросы:

• Система УДО

• Системообразующие элементы УДО

• Функционирование системы

• Образование как подсистема общества

• Базовое и дополнительное образование

• Базовые элементы дополнительного образования

• Содержание образования

• Кадровый состав УДО

• Управление и самоуправление УДО

• Формы управления УДО

Практическое задание. Дать характеристику типам УДО.

1. Познакомиться с Типовым положением об образовании учреждений детей дополнительного образования.

2. Составьте характеристику на УДО (по выбору студента), определите составляющие элементы системы деятельности в УДО.

3. Составьте схему структуры управления данным учреждением

4. Определите формы и задачи управления данным учреждением.

5. Запишите перечень документов, дающих право на образовательную деятельность данного учреждения.

18. Развитие творческой самодеятельности детей и подростков в УДО

Вопросы:

• Личность

• Условия УДО

• Диагностика

• Методы диагностики

• Развитие, индивидуальное развитие

• Творчество, творческие способности

• Самодеятельность

• Творческая самодеятельность

Практическое задание. Изучить условия созданные в УДО для развития творческой самодеятельности детей и подростков.

Цель – изучить содержание работы УДО, совершенствовать умения целенаправленно наблюдать и анализировать педагогические явления.

1. Дайте заключение о соблюдении в УДО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей.

2. Оцените факторы, способствующие созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в УДО.

3. Если бы вы работали в этом УДО, какие бы вы внесли коррективы, дополнения к деятельности УДО.

4. Проанализируйте, опишите работу УДО.

5. Дайте характеристику самодеятельного творчества в УДО.

6. Проведите диагностический срез развития творческих способностей у участников самодеятельного коллектива.

19. Культура педагогической деятельности

Вопросы:

• Потребность в общении

• Межличностные отношения в детском коллективе

• Совместная деятельность

• Межличностное взаимодействие

• Самопознание

• Лидерство

• Игра, игровые тренинги

Практическое задание. Овладевание культурной педагогической деятельности.

Цель – сформировать установку у студентов на личностно-ориентированное общение, повышать культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида и т. д.).

1. Придумайте интересные варианты знакомства и приветствия в детском коллективе.

2. Проведите мероприятия, которое бы заинтересовало детей и способствовало вашей авторитетности в детском коллективе.

3. Понаблюдайте за поведением детей, опишите проявления их индивидуальности.

4. Выявите неформальных лидеров в детском коллективе, определите тип лидерства.

5. Составьте кортотеку игр и игровых теренингов, способствующих формированию благоприятного психологического климата в коллективе, благоприятным межличностным отношениям, творческой атмосфере.

20. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива в системе УДО

Вопросы:

• Группа

• Малые группы, групировки

• Интересы, потребности

• Ценностные ориентаци

• Детский коллектив

• Развивающая среда

• Воспитание

• Роль семьи в воспитании

Практическое задание. Дайте психолого-педагогическую характеристику детского коллективва в системе УДО.

Цель – подготовить студентов к организации образовательной деятельности.

1. Изучите межличностные отношения в детском коллективе.

2. Проанализируйте климат в вашем коллективе.

3. Выясните, что привело детей в коллектив.

4. Определите причины объединения детей в коллективе: симпатии, общие дела, традиции

5. Определите уровень сплочённости коллектива

6. В чём проявляется круг обязанностей, поручений, ответственность перед коллективом.

7. Составьте психолого-педагогическую характеристику детского коллектива по следующей схеме:

А Общие сведения околлективе (кружок, студия, клубное объединение…);

- название коллектива, особенности построения развивающей среды;

- когда и по каким признакам данный коллектив был сформирован;

- поливозростная характеристика коллектива;

- наличие детей разногоуровня развития (интелектуального, социального, медико-психологического;

- проанализируйте работу педагога с семьями детей.

Б) Психолого-педагогическая характеристика коллектива:

- характер межличностных отношений;

- малые группы, группировки их состав, причины создания, особенности взаимоотношений между альчиками и девочками, есть ли проявление антогонизма в отношениях;

- предложения студента по коррекции взаимоотношений данной категории детей.

В) Содержание и характер деятельности детей и подростков в коллективе УДО.

- образовательная деятельность, свобода выбора, индивидуальный уровень, темп освоения,степень выраженности мотивации к образовательной деятельности;

- формы результатов к продуктивной деятельности;

- характеристика образовательного процесса, его содержание и способ организации, направленность на допрофессиональную подготовку;

- характеристика интересов и инициатив детей ( к искусству. Литературе, спорту, к современным событиям;

- рольпедагогов в поддержании этих интересов, отношение к прикладной деятельности;

- учёт интересов детей в организации деятельности;

- наличие традиций в коллективе;

- характеристика участия данного коллектива в общих делах в УДО.

Г) Воспитательно-образовательные задачи, основанные на характеристике коллектива.

Е) Общие выводы и рекомендации.

- Показать достоинства, преимущества детского коллектива, выявить неготивные явления, их причины;

- что бы Вы предложили изменить в организации деятельности коллектива?

- что бы Вы заимствовали из профессиональной деятельности педагога наблюдаемого коллектива, почему?

21. Специфика организации труда педагога дополнительного образования

Вопросы:

• Педагого дополнительного образования

• Функциональные обязанности педагога дополнительного образования

• Учебно-производственный план

• Индивидуальный план

• Содержание деятельности

• Виды деятельности

Практическое задание. Составте индивидуальный план практиканта (помощника педагога дополнительного образования) в УДО.

Цель – сформировать у студентов навыки организованности и исполнительности.

1. Познакомтесь с учебно-производственным планом педагога дополнительного образования.

2. Определите своё место в совместной деятельности с педагогом в УДО.

3. Выделите виды деятельности, обязанности студента на период практики.

4. Продумайте формы организации детского коллектива, согласно плана педагога.

5. Согласуйте меру своего участия в системе досуговых дел УДО.

6. Составьте индивидуальный план помощника педагога дополнительного образования.

практиканта _(ФИО)___________________

педагог _____(ФИО)___________________

УДО ________________________________

коллектив____________________________

Содержание, виды деятельности Дата Деятельность и обязанности Отметка о выполнении
1.      
2.      
Дата:   Подпись педагога дополнительного образования.

22. Система методического обеспечения СКД.

Вопросы:

• Методическое обеспечение.

• Организационная структура государственной системы методического обеспечения

• Методическая служба

• Организационная структура разноуровневых методических органов и учреждений.

• Цели, задачи, функции и содержание деятельности методического обеспечения

Практическое задание. Организация деятельности методического отдела, службы.

Цель – изучить организацию деятельности методических отделов, служб в различных типах учреждений социально-культурной сферы, составить сравнительную характеристику.

1. Изучение нормативно-правовых документов методических органов и учреждений.

2. Изучить специфику деятельности отдела народного творчества.

3. Изучить специфику деятельности организационно – методического отдела.

4. Изучить специфику деятельности репертуарно – редакционного отдела.

5. Изучить специфику деятельности отдела культурно – досуговой деятельности.

6. Определите функции научно-методического обеспечения педагогического процесса в системе дополнительного образования.

7. Посмотрите журнал «Методист» или «Дополнительное образование) на выбор) за три последних года. Выберите и законспектируйте не менее 5 статей, раскрывающих специфику методической службы в УДО.

8. Сделайте сравнительный анализ деятельности методических служб, в выше указанных пунктах.

Организация методической службы

Цель Задачи Содержание Функции Структура Наличие методического фонда
Отдел народного творчества          
Организационно-методический отдел          
Репертуарно-редакционный отдел          
Отдел культурно-досуговой деятельности          
Научно-методический отдел          

9. Сделайте краткое описание деятельности отделов, по каждому отделу составьте схему организации деятельности.

23. Методическая деятельность педагога дополнительного образования

Вопросы:

• Методическая деятельность

• Условия эффективности деятельности

• Разработка методик

• Репродуктивное перенесение метериала

• изучение и обогащение педагогического опыта

• Овладение научно-теоретическими знаниями

• Разработка собственных методических положений

• Экспериментальная деятельность

• Конструирование собственной педагогической деятельности

• Систематизация методических знаний

• Распространение методических знаний

Практическое занятие. Организация методической деятельности педагога дополнителного образования.

Цель – изучить содержание методической деятельности педагога дополнительного образования

1. Изучите методическую деятельность педагога

2. Определите содержание методического фонда в учебном кабинете

3. Выясните в чём специфика подбора материала для методического фонда

4. Что у Вас есть в методической капилке для будущей работы?

5. Продумайте свои действия по совершенствованию своей профессиональной подготовки.

7. Сделайте сравнительную характеристику взаимодействия методической службы и педагогов в организации образовательного процесса. Представьте аналитеическую записку.

24. Виды методической продукции.

Вопросы:

• Методическое описание

• Бюллетень

• Событийная информация

• Информационно-методическая выставка

• Методическая записка

• Памятка

• Инструкция

• Тематическая папка

• Меотодические рекомендации

• Аннотация

• Методическая разработка

• Прикладная методическая продукция

• Сценарий

• Плакат информационный

• Графики диаграммы

• Тематическая подборка

• Картотека

• Информационный католог

Практическое задание. Описание методической продукции.

Цель – изучить составляющие методической продукции на примере одного из учреждений социально-культурной сферы.

1. Подробно опишите проведённое творческое дело, события, действия, разясните их.

2. Составьте бюллетень по одному из направлений работы учреждения СКС.

3. Сделайте обзор периодической печати за последние 6 месяцев одного из журналов: «Методист», «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Клуб».

4. Примите участие в организации информационно-методической выставки и составьте её описание:

- тема выставки, название, назначение;

- адресат;

- разделы выставки сназванием, подзаголовком, эпиграфом;

-анотация к литературе.

5. Составьте методическую записку:

- решению каких задач способствует данная методическая работа;

- кому адрессована;

- на основании каких документов, фактов составленна;

- система изложения материала.

6. Составте памятку для выполнения каких либо функций УДО:

- краткие сведения об операции;

- алгоритм действий;

- круг обязанностей;

- советы;

- адресат.

7. Напишите инструкцию к какой-либо игре, дидактическому пособию:

- название;

- кому предназаначена;

- из чего состоит;

- сколько человек, групп могут одновремено пользоваться;

- в чём заключается смысл;

- условия пользования;

- порядок пользования;

- кем разработано;

- полезные советы (по необходимости).

8. Сделайте описание тематической папки:

- нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

- методические рекомендации;

- разработка конкретных дел, сценарии;

- материалы из опыта работы;

- библиография;

- дидактический материал

9. Составте методические рекомендации проведения какого-либо дела по примерной схеме:

- адрес (кому предназначена)

- вступительная часть (пояснительная записка, включающая актуальность, необходимость рекомендаций, срез положения дел по данному вопросу, какую помощь призвана оказать рекомендация;

- изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать;

- методические указания по решению организационных вопросов (создание штаба, агитация, оформление и т. п.);

- примерные варианты проведения дела с советами (трудыне моменты, средства и т. д.);

- описание преспективных результатов, место дела в ситеме деятельности);

- список рекомендуемой литературы;

- атор работы, год написания, рецензия (методического совета, РИСа, конкретного специалиста).

10. Составьте аннотацию на какое-либо учебное пособие в предложенном в УМК списке литературы (кратко изложить суть, назначение, где и кем может быть использована)

11. Изучите методическую разработку дела для учреждений СКС по выбору и дайте ей описательную характеристику.

- название;

- форма проведения;

- пояснительная записка;

- оборудование, оформление;

- методические советы на подготовительный период;

- сценарный план, ход проведения дела;

- сценарный план, включающий все композиционные части;

- методические советы организаторам или постановщикам;

- список литературы;

- автор разработки, должность, место работы, год.

12. Подберите прикладную методическую продукцию к Вашему содержанию выше перечисленных пунктов.

13. Составьте информационный плакат, пользуясь материалами УДО.

14. Составьте график, диаграмму (по материалам методиста) дающий сравнительную характеристику какого-либо направления деятельности за предыдущий год и текущий год.

15. Сделайте тематическую подборку для проведения одного из календарных праздников.

16. Составьте картотеку по выбранной тематике (10 карточек)

- А. Код № … название, автор, краткая анотация, выходные данные, место нахождения в библиотеке;

- Б. Код №… буква, с которой начинается фамилия, ФИО, должность, место работы, телефон, чем интересен человек. На обратной стороне даётся краткое описание опыта, идеи, сроки реализации, кем изучен опыт, где и в какой форме можно его применить.

Наши рекомендации