Объяснение нового учебного материала. 2.1.Вступительная беседа.
2.1.Вступительная беседа.
2.2.Анализ репродукции.
2.3.Анализ изображения грача.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. . 3.2. Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1.Закрепление новой темы.
,, 4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся. , 5. Домашнее задание:предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли готово к уроку?
Д. Да!
У. Тогда приступаем. ;
1.2. Связь с предыдущим материалом.
У. Скажите, пожалуйста, на какую тему вы рисовали на прошлом уроке?
Д. «Весенняя природа».
У. Что вы рисовали, какими цветами вы пользовались?
Д. Рисовали тающий снег, голубое небо, солнышко, зеленую траву; использовали яркие краски теплых тонов.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Вступительная беседа.
г | У | С | ь | |||
2 Ж | У | р | А | В | л | Ь |
Ц | А | II | Л | я | ||
п | ч | Е | л | А |
У.Обратите внимание на доску, вам надо разгадать кроссворд. Кроссворд (рис. 12) написан на ватмане, ответы закрыты полосками бумаги.
У. Итак, первая загадка:
Белы хоромы,
. Красны подпоры.
Д. Гусь! (Учитель убирает полоску с отга-
Рис. 12 данного слова.)
У. А сейчас вторая загадка:
■"• Встали цапли на ходули,
Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли, Им с ходулей не сойти.
Д. Журавль!
У. Следующая загадка:
^ Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?
Д. Цапля!
У. И последняя загадка:
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — И поделится медком.
Д. Пчела!
У. Молодцы, ребята! О ком эти загадки?
Д. О птицах.
У. А пчела?
Д. Это насекомое.
У. Молодцы, внимательны. Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Д. Стриж, дрозд, иволга, скворец, утка, жаворонок, кукушка, соловей.
У. Когда прилетают птицы?
Д. Весной. :
У. В каком месяце года?
Д. В апреле.
У. А где птицы проводят зиму?
Д. На юге, в теплых странах,
У. Как вы думаете, почему на зиму они от нас улетают?
Д. Холодно, нет корма.
У. Какие поговорки, пословицы о птицах вы знаете? Назовите народные приметы, связанные с птицами.
Д. Увидал грача — весну встречай.
—Увидал скворца — весна у крыльца.
—Журавль летает высоко да видит далеко.
—Кукушка кукует, по дому горюет.
—Коли перелетная птица летит стаями — к дружной весне.
—Журавушка курлыкает — о тепле весть подал.
—Ласточки летают низко — перед дождем.
У. Знаете ли вы, что во время перелета птицы летят на высоте 100—500 метров и как исключение поднимаются на высоту до 3000 метров? Запомните это, пожалуйста. 2.2. Анализ картины.
У. Посмотрите, пожалуйста, на картину «Грачи прилетели» художника-передвижника А. Саврасова. Он принимал участие в передвижных выставках, т. е. перемещался с картинами с одного выставочного места в другое.
— Итак, какое время года изображено на картине?
Д. Ранняя весна.
У. Почему вы так решили?
Д. Светлое голубое небо, тает снег, ручей, зеленеет трава, на реке нет льда, на дальнем фоне нет снега.
У. Что изображено в центре картины?
Д. Деревья, а на них грачи.
У. Как вы думаете, откуда они прилетели?
Д. Только что прилетели из теплых краев; перелетели с крыши на дерево; ходили по земле и потом захотели взлететь на дерево (варианты ответов).
У. Обратите внимание на характерное движение каждой птицы на дереве и в полете. Что делают и могут делать грачи на дереве?
Д. Вьют гнезда, общаются между собой. Они могут драться, любоваться природой, просто сидеть, спать, чистить перья.
У. Ребята, а какую помощь вы оказываете птицам зимой?
Д. Кормим, делаем кормушки.
У. Вы видите на оставшемся снегу следы птиц. Почему они
видны, как вы думаете? ,,....
Д. Снег больше не заметает следы, поэтому мы можем их увидеть.
У. Что вы видите на дальнем плане?
Д. Дома, речка, небо, поле, церковь.
У. Как выглядят дома?
Д. Серыми, черными, темными, сырыми, еще не высохшими от снега, влаги.
У. А речка?
Д. Темная, черная, темно-коричневая, грязная, только что про
снувшаяся, освободившаяся ото льда. .;<:..
У. Какое поле? -. ./•
Д. Темное, черно-коричневое, готовится к посадке, набирается сил.
У. Какое небо?
Д. Голубое, легкое на вид.
У. Теперь представьте себя в этом уголке природы. Чувствуете ли воздух?
Дети представляют себя в уголке природы, делятся своими впечатлениями.
2.3. Анализ изображения грача.
У. Ребята, давайте вернемся к нашему кроссворду. Какое ключевое слово?
Д. Грач!
У. Что вы знаете об этих птицах? Как они выглядят? Какая у них окраска? Давайте посмотрим на чучело грача и расскажем о нем.
Д. На первый взгляд, он черного цвета, но есть оттенки фиоле
тового и др. Перья лежат гладко. Глаза черные, как пуговицы.
Лапки как палочки, серого и черного цвета. Клюв черный,, не
слишком большой, заостренный, прямой. г .
У. Мы рассмотрели внешний вид птицы. Какой грач в движении, разных пространственных положениях?
На примере чучела показывает разные пространственные положения, а при анализе таблиц обращает внимание детей на характерные движения грача в полете, при посадке, на ветку, строительстве гнезда. Показывает мелом на доске последовательность выполнения композиции «Грачи прилетели» (рис. 13). Затем вызывает ученика повторить последовательность и представить словесный рисунок.
Рис. 13
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
У. Перед тем как приступите к работе, вспомните технику работы с карандашом и красками, а также правила безопасности на Уроке изобразительного искусства. (Указывает на таблицу «Техника безопасности на уроке ИЗО».)
3.2. Творческая деятельность.
Для усиления представления детей звучит музыкальная запись «Пение птиц» или «Времена года» П. И. Чайковского.
У. А сейчас закройте глаза. Наберите в грудь воздух и представьте, что вы находитесь на природе, недалеко от вас — деревья, на которых уже разместились грачи: некоторые вьют гнезда, чистят свои перья, другие просто сидят и наблюдают за чем-нибудь. Вы вдыхаете весенний воздух, может быть, вас греет солнце, обдувает легкий ветерок. Поют птицы. Под вашими ногами пробивается зеленая трава. А на дальнем фоне, когда вы повернулись, видите Дома, наверно, это кусочек деревни, а за ним поле, темное, но уже вдохнувшее в себя весну. Речка течет, уже освободившаяся ото льда... Кругом весна.
— Открываем глаза. Вы догадались, какую композицию буде
те рисовать?
Д. Да.
У. Какую?
Д. Прилет грачей.
У. А теперь приступаем к работе.
Убирает наглядные пособия, кроме фрагментов композиции «Грачи прилетели».
Во время работы обходит класс, делает необходимые замечания по отдельным работам. Если встречаются типичные ошибки, прерывает работу и дает дополнительные пояснения.
4. Итоги урока.
4.1. Закрепление новой темы.
У. С каким художником-передвижником и его картиной вы сегодня познакомились? Что значит «художник-передвижник»? (Ответы детей.)
— Какие птицы являются самыми первыми вестниками весны?
Д, Грачи.
У. Правильно.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
У. Ребята, те, кто справился с заданием, выставьте свои рисунки на доске и (если осталось время) можете сделать зарисовки грачей в разных движениях. Остальные не спешите, продолжайте аккуратно рисовать.
Дети делают выставку своих рисунков. .. ,
У. Какой рисунок вам нравится больше? Почему? ■
—Какими выразительными средствами автор в своем рисунке
раскрыл тему урока? (Ответы детей.) ■■•■
— Молодцы, ребята, я вижу, все старались. >■■
5. Домашнее задание: предварительная работа.
У. На следующий урок возьмите белую бумагу, акварель или гуашь, кисточки, тряпочки и стаканчики для воды. Принесите с собой книги (какие найдете) с изображениями разных зданий. С родителями прогуляйтесь по городу. Внимательно присмотритесь к зданиям (старым и новым домам, как городским, так и сельским, жилым и производственным). Постарайтесь рассмотреть их подробно, увидеть, так ли они обыкновении и похожи друг на друга, что преображает их вид, чем они украшены.
У р о к 13. БЕСЕДА ОБ ИСКУССТВЕ АРХИТЕКТУРЫ
7f Цели.'.
—познакомить детей с понятием «архитектура» и ее видами;
—учить видеть связь между архитектурой и окружающей
средой;
—учить эмоционально воспринимать архитектуру и.пейзаж;
—воспитывать уважение к творческой работе архитектора;
Виды деятельности: беседа об архитектуре с рассматриванием фотографий, слайдов, репродукций, изображающих старинные поселения, современные жилые и общественные здания, о связи построений с природой; выполнение упражнений в тетрадях; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — Л. Пастух, «Благовест на Пасху».
2. Произведения изобразительного искусства — литографии
В. Басалыги.
3. Музыкальные — «Поросята строят дом» (ел. Р. Сефа, муз.
И. Ефремова; из мультфильма «Бим, Вам, Бом»).
Наглядные пособия: методические таблицы, примерные образцы рисунков архитектурных сооружений, фотографии с изображением церквей Беларуси, слайды (собор Парижской Богомате-Ри, Государственный Кремлевский дворец, Парфенон).
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, черные гелевые ручки, тетради.
Оформление классной доски:
С левой и правой стороны — репродукции с изображением архитектурных пейзажей, образцы рисунков детей, фотоматериал.
По центру в верхней части — тема урока.
В нижней части — место для педагогического рисунка.
Литература.
1. Арх1тэктура Beaapyci : энцыкл. давед. Мн., 1993.
2. Изобразительное искусство в начальных классах : пособие
для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.] ; под
ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 1992.
3. М1нц, Н. Д. Выяуленчае мастацтва : вучэбны дапаможшк
для 1-га класа агульнаадукацыйнай школы з беларускай i pyc-
кай мовай навучання / Н. Д. Мшц, В. Ф. Таланцава. Мн., 2000.
4. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М., 2000.
План урока
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.