Продукты творчества в сфере образования.

Продукты творчества в сфере образования–изменения в содержании учебного материала и методике обучения,воплощаемые в разных произведениях преподавателя как в устных (лекция), так и в печатных (учебники, учебные пособия) или конструкции наглядных пособий.

Перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования включает:

1. План каждого занятия и его реализация.

2. Методическая находка – новый методический прием (новое выполнение известной дидактически необходимой операции).

3. Методическое усовершенствование – применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них (например, новая наглядная организация учебного материала, разработка опорного сигнала для репродуктивного обучения на конкретном занятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню и цели образования, или генерализация учебной информации (освобождение от частностей, «свертывание» признаков).

4. Методическое обобщение – разработка частной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), в которой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.

5. Методическое изобретение – разработка новых методических приемов и средств (например, изложение информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В. Ф. Шаталовым).

6. Дидактическое обобщение (например, классификация методов обучения по источникам информации).

7. Дидактическое изобретение – разработка новых способов и средств обучения.

8. Дидактическое открытие – разработка новых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих в связи с выполнением специально подобранной психической или другой учебной активности субъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новых продуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапное формирование умственных действий П. Я. Гальперина; выделение частей социального опыта человечества, подлежащих освоению в образовании, И. Я. Лернера, освоение требуемой деятельности на основе выполнения специально подобранных действий (деятельностно-ориентированные методы обучения).

9. Совершенствование теории – уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. Например, сущностное определение высшего образования, введение в рассмотрение новой модели обучения. Утверждение «Целью любого обучения является освоение определенной деятельности» Н. Ф. Талызиной.

10. Теоретическое обобщение – включение в известную теорию новых объектов.

11. Новая теория – объединенное единой концепцией теоретическое обобщение опыта преподавания и взглядов предшественников, воплощенное в совокупности взаимосвязанных определений и утверждений.

12. Педагогическое усовершенствование – разработка нового учебного плана на основе образовательного стандарта.

13. Педагогическое изобретение – обоснование нового содержания образования (поскольку отсутствуют методы и формализованные процедуры такого обоснования).

14. Педагогическое открытие – разработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования. Например, классно-урочная педагогическая система для общеобразовательной школы, русская система подготовки инженеров Московского Императорского технического училища, система МФТИ для подготовки специалистов с включением студентов в научные коллективы, концентрическая система профессиональной подготовки в МИИТе (Белич В. В., 1991).

Существуют различные направления проявления творчества. Канадский психолог Г. Селье описал три типа направленности в деятельности ученых:

1. Творцы, генераторы идей.

2. Энциклопедисты, систематизаторы.

3. Ученые-критики.

Наши рекомендации