Методические рекомендации для студентов
Тема: Педагогика в системе наук о человеке.
- Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем и составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия работы, выходных данных, страниц):
- Педагогика в современном мире.
- Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
- Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.
- Связи педагогики с философией, социологией, кибернетикой, информатикой и другими науками.
2. Составьте аннотацию на введение к книге С.И.Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». (См. С.И.Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. – С.22-39.).
Тема : Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.
Проведите мини-иссследование и напишите отчет на тему: «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»? Для выполнения задания составьте анкету для учителей и учащихся, проанализируйте полученные данные.
Тема:Цель воспитания как педагогическая проблема.
Разработайте алгоритм постановки цели педагогического процесса, обоснуйте предлагаемую последовательность действий.
Тема: Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
Опишите фрагмент какого-либо занятия, участником которого вы являлись. Удалось ли преподавателю добиться целостности? В чем это проявлялось?
Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Составьте сравнительную таблицу «Теории содержания образования». Отразите в таблице суть теории, время её создания, достоинства и недостатки.
- Изучите государственный образовательный стандарт по получаемой специальности. Предложите перечень предметов регионального и вузовского компонентов по одному из блоков дисциплин.
Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе.
Исходя их того, что дидактические правила конкретизируют принципы обучения, охарактеризуйте основные принципы обучения через систему правил. Представьте ваш вариант в таблице.
Дидактический принцип | Система дидактических правил |
Тема: Методы, средства и формы обучения.
- Составьте таблицу «Характеристика методов обучения», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства обучения | Условия успешной реализации метода |
2. Познакомьтесь с несколькими вариантами классификации форм организации обучения. Какой из вариантов наиболее целесообразен с точки зрения практического работника? Почему?
Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе.
- Законспектируйте статью Бондаревской Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» (Журнал «Педагогика», 1995, №4, с. 29-31).
- Схематично изобразите соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие». Дайте пояснения к схеме.
Тема: Система форм и методов воспитания.
- Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-либо внутренние связи у этих классификаций? Разработайте схему, отражающую эти связи.
- Составьте таблицу «Характеристика методов воспитания», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод воспитания | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Средства воспитания | Условия успешной реализации метода |
Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания.
Проведите мини-исследование по теме: «Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения, их влияние на развитие личности». Для получения результатов составьте анкету для детей, родителей, учителей и воспитателей. Прокомментируйте полученные данные.
Тема: Система образования на современном этапе.
Составьте список публикаций по теме «Система образования на современном этапе» с краткими аннотациями источников.