Аннотация рабочей программы дисциплины. «Философия образования и науки»
«Философия образования и науки»
1. Цели освоения дисциплины:развитие у магистрантов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов социально-педагогической и собственно образовательной действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия форм образования в современном мире. Задачи освоения дисциплины: показать магистрантам роль философских знаний в развитии педагогической науки и образовательной практики; способствовать созданию у магистрантов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию научно-философского мировоззрения в образовательном контексте; содействовать: выработке навыков системной оценки философских и научных течений, направлений развития современного образования и научно-педагогических школ; формированию способностей выявления экологического аспекта изучаемых вопросов, развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых образовательных проблем; становлению самостоятельной позиции в анализе и оценке результатов научно-педагогического поиска, а также вводимых современных образовательных инноваций.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Философия образования и науки» относится к базовой части цикла общенаучных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
- способности строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
- способности выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
- способности выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-историю культуры, науки и философские принципы познания особенности мировоззрения и менталитета в различных культурах и этнических общностях;
- закономерности поведения и развития личности в поликультурной среде;
- общественно-исторические факторы развития науки и образования;
уметь:
- логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
- применять этические нормы в организации профессиональной деятельности;
- оценить особенности социальной, культурной и образовательной среды в реальной ситуации развития;
владеть:
- методологией культурно-исторического и деятельностного подходов;
- способами организации и оптимизации образовательной деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1. Философия образования и науки, ее предмет и место в культурно-историческом развитии.
2. Философия и образование Древнего мира. Становление научного типа рациональности с античности до Нового времени.
3. Возникновение и развитие классической науки. Неклассическая и постнеклассическая наука. Наука, образование и философия.
4. Средневековая философия и образование. Философия и образование эпохи Возрождения.
5. Классический этап философии и образования Нового времени.
6.Современные философские проблемы областей научного знания и образования. Ориентиры и направления развития современной философии образования и науки в ХХI столетии.
6. Автор – Афанасьев В.В., доктор педагогических наук, профессор.