Аннотация рабочей программы дисциплины. «История и методология юридической науки»

«История и методология юридической науки»

Авторы-составители: Малиновская Н.В., Палеха Р.Р.

Цель изучения дисциплины Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» является одной из основных в системе подготовки магистров в рамках программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства». Основными целями освоения дисциплины следует считать формирование у магистрантов знаний о науке в целом и юридической науке в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения, основных этапах и закономерностях развития. Изучение дисциплины магистрантами создаёт основу для формирования умений анализа и критики современного состояния юридической науки, эффективности использования ею методологического арсенала исследования правовых явлений и процессов. Весьма актуальным для магистрантов является изучение методологического арсенала юридической науки, системы методов и особенностей их применения в конкретных научных исследованиях по профилю магистерской программы и в правоохранительной деятельности.
Место дисциплины в структуре магистерской программы Учебная дисциплина«История и методология юридической науки» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла дисциплин программы подготовки магистров «Юрист в сфере уголовного судопроизводства». Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения таких учебных курсов, как: «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Логика», «Философия» и т.д. В свою очередь дисциплина «История и методология юридической науки» является предшествующей для изучения магистрантами учебных курсов, предусмотренных как базовой, так и вариативной (профильной) частями магистерской программы, а также подготовки магистерской диссертации. К таким курсам относятся: «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса», «Проблемы доказывания в судебном разбирательстве по уголовным делам», «Проблемы квалификации преступлений», «Социология» и др.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) К результатам обучения по дисциплине «История и методология юридической науки» предъявляются следующие компетентностные требования: Общекультурные компетенции – далее ОК: – осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3). Профессиональные компетенции – далее ПК: · в экспертно-консультационной деятельности: – способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); · в научно-исследовательской деятельности: – способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Содержание дисциплины (модуля) Тема 1. Понятие и критерии юридической науки. Состав юридической науки Тема 2. Предмет и объект юридической науки Тема 3. Уровни и формы знаний юридической науки Тема 4. Философские основания юридической науки Тема 5. Метод юридической науки Тема 6. Система юридической науки Тема 7. Функции юридической науки Тема 8. История западноевропейской юридической науки Тема 9. История российской юридической науки Тема 10. Понятие, структура и виды юридических научных исследований Тема 11. Стадии юридических научных исследований Тема 12. Понятие и виды новизны юридических научных исследований Тема 13. Основные процедуры научного исследования Тема 14.Методология догматических и сравнительных правовых исследований Тема 15. Методология конкретных социальных правовых исследований Тема 16.Методология историко-правовых исследований Тема 17.Методология теоретико-правовых исследований Тема 18.Методология научного юридического прогнозирования Тема 19.Основные направления развития методологии современной юридической науки Тема 20.Жанры научных юридических публикаций
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Рабочей программой предусматриваются следующие виды учебной работы: лекции, консультации, семинары.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины В результате изучения базовой дисциплины «История и методология юридической науки» магистрант должен: знать: - историю и закономерности становления и развития юридической науки в целом, отраслевых юридических наук, историю организации юридического образования и научных юридических учреждений в России и за рубежом; - особенности системного строения отраслей правовой науки, структурную связь их основных компонентов; - юридические типы научного познания; - понятие, принципы и особенности методологии юриспруденции как самостоятельной области научного знания. уметь: - свободно владеть понятийным аппаратом учебной дисциплины «История и методология юридической науки»; - критически анализировать научные тексты, определять использованные в процессе их написания методы научного познания, находить в тексте логические противоречия и методологические ошибки; - определять методы научного познания необходимые для исследования соответствующих научных проблем и поставленных познавательных задач; - организовывать проведение научных исследований и получать репрезентативные и достоверные знания; - самостоятельно излагать полученный в ходе исследования материал в научной статье, реферате, обзоре, рецензии, магистерской диссертации; владеть: - методологией иметодикой самостоятельного изучения и анализа:политико-правовых доктрин; исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии; юридической науки; - практическими навыками применения основных элементов методологии : целеполагания, самоопределения, методологической рефлексии и т.д; - основами методологического анализа и навыками построения методологического пространства для выполнения работ в области правоведения.  
Технология поведения занятий Используются следующие образовательные технологии: опрос, доклады (тема № 1, 11), круглый стол (тема № 3, 5); научная дискуссия (тема № 2, 4, 10, 13, 15); презентация с использованием компьютерных технологий (тема № 9, 19).
Используемые информационные, инструментальные и программные средства В процессе обучения используются информационно-поисковые системы «Консультант-плюс», «Гарант», электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, наглядные пособия, схемы, таблицы,
Формы текущего контроля успеваемости проверка знаний и навыков студентов на семинарских и практических занятиях посредством устного опроса, проверка рефератов, проведение контрольных работ, собеседование.
Форма промежуточной аттестации Зачет

Наши рекомендации