Требования к объему, структуре и содержанию работы
Объем курсовой работы должен составлять не менее 25 - 30 страниц печатного текста.
По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
- введения;
- основной части;
- заключения;
- списка используемой литературы;
- приложений.
Как текстовый документ курсовая работа включает следующие элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Образец заполнения титульного листаприведен в Приложении Б.
Содержаниевключает введение, наименования глав, при необходимости подразделов (параграфов), приложений с указанием номера страницы (листа), на которой (котором) они помещены.
Пример оформления содержания курсовой работы приводится в Приложении В.
Во введении последовательно отражаются следующие моменты:
- актуальность темы;
Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.
- методологический аппарат;
Компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
Формулировка объекта и предмета исследования является обязательным элементом введения. Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений.
Цель работы определяется видом профессиональной деятельности, на овладение которой направлен изучаемый профессиональный модуль. Цель работы конкретизируется в задачах. Необходимо указать конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать методику… и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психолого-педагогического исследования постарайтесь ответить на следующие вопросы:
ПРОБЛЕМА | Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? |
ТЕМА | Как это назвать? |
АКТУАЛЬНОСТЬ | Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Что рассматривается? |
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? |
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ | Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? |
ЦЕЛЬ | Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? |
ЗАДАЧИ | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? |
Основная часть курсовой работы должна быть структурирована по главам (не менее трех глав).
Главы делятся на подразделы, а те в свою очередь на подпункты.
Названия глав, подразделов и подпунктов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы, подразделы и подпункты необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и подпунктов. Объем подпунктов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и подпунктов должны быть лаконичными, соответствовать их содержанию.
В ходе работы над содержанием первой главы курсовой работы необходимо представить обзор научной литературы по теме: краткая история развития, современное состояние (разные подходы). Раскрывая суть вопроса, необходимо отразить главные положения – определения, критерии, требования, пути решения проблемы. Обязательно охарактеризовать возможности младшего школьного возраста в контексте исследуемой проблемы.
Работая над содержанием второй главы курсовой работы, необходимо представить:
- анализ исследуемой проблемы в образовательной организации: дать характеристику образовательной организации, в которой студент проходит производственную практику по ПМ.01 (описать образовательную деятельность: наименование образовательной организации в соответствии с Уставом, кто является учредителем; по каким системам и направлениям осуществляется образовательная деятельность, по какой образовательной программе обучаются младшие школьники в закрепленном классе, представить анализ этой программы в соответствии с рассматриваемой проблемой), дать характеристику системы управления организации, где необходимо представить структуру образовательной организации и описать систему управления в ней.
В ходе работы над содержанием третьей главы, необходимо описать:
- выявленные трудности, проблемы, с которыми сталкиваются ученики закрепленного класса при освоении учебного материала (использовать диагностические методы и методики, описать условия их применения);
- практическую работу, проделанную в период производственной практики (описание уроков, занятий с использованием приемов, методов, условий, алгоритма организации работы).
Содержание текста работы излагается в логической последовательности в соответствии с планом и должно соответствовать выбранной теме. При изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов.
Завершая подпункт, постарайтесь сформулировать вывод или выводы, которые вытекают из содержания данного раздела. Это потом пригодится при написании заключения.
Заключение содержит обобщения, выводы и предложения по теме. Студент делает краткие выводы в целом по теме и по отдельным ее вопросам, выдвигает предложения по совершенствованию условий обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.
Объем введения и заключения составляет 1/3 от общего объема работы.
Окончив работу над всеми главами и подпунктами, их затем прочитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики.
Список литературыприводится в конце курсовой работы после заключения. В списке указываются источники и литература, на которые ссылается студент в курсовой работе и использованные в процессе подготовки и выполнения работы.
Приложения - это материалы, уточняющие, иллюстрирующие, подтверждающие отдельные положения работы, дополняющие ее текст.
В курсовой работе рекомендуется делать следующие приложения:
- образовательная программа по предмету;
- план воспитательной работы;
- конспект урока, занятия;
- диагностические методики;
- оригиналы детских работ;
- содержание курсовой работы на электронном носителе (диске).