Частные методики и технологии.
Частные методики. Специфика преподавания музыкальных дисциплин и построение учебного процесса, художественных дисциплин, театральных дисциплин.
Типы преподавателей.
Инструментальный и экспрессивный плюс гедоник и формалист.
Исследование Л.Г. Брылевой, Г.И. Минскер, В.П. Лаврентьева
Доказано существование двух типов преподавателей. Тип Х - преподаватель, который стремится прежде всего развивать личность каждого студента, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственна непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний тон. Его антипод: отчужден, эгоцентричен, сдержан. Тип V - заинтересован только в умственном развитии студентов. Строго придерживается изучаемого предмета. Работает по последовательной, подробно разработанной программе, предъявляет высокие требования, строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессиональный. Очевидно, что для каждого типа преподавателей должна разрабатываться своя система оценки (критериев) эффективности работы. Для преподавателей типа Х она должна строиться на их способности создавать условия для самореализации личности каждого учащегося (раскрытию его возможности по гибким, максимально индивидуализированным учебным планам). Для типа У - на основании способности контролировать усвоение определенных базовых знаний и сформированности базовых умений по строго установленным учебным программам и квизам (тестам проверки усвоения знаний по учебному предмету).
Стили преподавания.
Раскрыть по В.Л. Дранкову.
Силовой, эмоциональный, рациональный, творческий.
Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.
Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала, и проверят уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив.
Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.
Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение студентов в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно - смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого преподавателя. Это возможно только при эмоциональной открытости преподавателя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.
Эмоционально-импровизационный стиль. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных.
Эмоционально-методичный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех студентов. Такого преподавателя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Преподаватель использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на сути предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.
Рассуждающее - импровизационный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлективности. Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Преподаватели этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на занятиях, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.
Рассуждающее - методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой преподаватель особое внимание уделяет слабым студентам. В целом для него характерна рефлективность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.
5. Информационно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Технология подготовки УМК и рабочих программ.
Что такое УМК. Структура, форма…
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Лекция 2