Показатели социального благополучия семьи.
Вопрос - Общая характеристика проблем современной семьи. Социально-педагогические проблемы семьи.
Семья - это система, элементами которой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними. На самом деле нет четкого определения понятия семейное неблагополучие. Поэтому наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "проблемная семья" и др.
Проблемная семья - как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы.
Дисфункциональная - как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции.
Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.
Неблагополучная - это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства.
Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска".
Семья группы риска - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества
Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Но не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Показатели социального благополучия семьи.
Показателями соц. благополучия семьи является:
- Демографическая характеристика семьи. В нее входит: состав семьи, структура семьи. (полная, неполная, нуклеарная, или многопоколенная, количество детей и т.д.
- Социально-экономический статус семьи (материальные условия ее жизнедеятельности). Сюда входит: уровень дохода семьи, жилищные условия, благоустроенность быта.
- Социально-психологический статус семьи (психологический климат)
- Социальный статус родителей (уровень образования родителей, культурный уровень родителей, наличие девиации в поведении)
- Воспитательный потенциал семьи это совокупность характеристик семьи, определяющих успешное семейное воспитание.
Воспитательный потенциал семьи представляет собой единство следующих компонентов:
1. Педагогический компонент (психолого-педагогическая культура родителей);
2. Социально-психологический (стили семейного воспитания, наличие контакта с детьми, отсутствие конфликтов, наличие авторитета родителей)
3. Культурно-ценностных компонентов (культурный статус семьи, культура в быту, отношение к сфере досуга, гражданская позиция)
4. Социально-экономический компонент (уровень доходов. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании ребенка)
5. Готовность сотрудничать со школой (готовность к сотрудничеству, пассивность к требованиям со стороны школы, не проявлении инициативы, старание занять позицию опекаемого, стремление к доминированию)
6. Особенности образа жизни семьи (правонарушители, психологическая отягощенность, склонность к девиации)
4. Проблемы современной российской семьи: их социально-экономическая обусловленность.
Социально-экономические проблемы.
Чрезмерная занятость на производстве.
Финансовые затруднения (несвоевременная выплата зарплаты, потеря работы, низкая зарплата из-за неквалифицированного труда родителей и т.д.).
Проблемы в получении льгот и пособий.
Плохие жилищные условия (количество комнат, санитарно-гигиенические условия).
Проблемы в обеспечении полноценного питания и одеждой.
Ограничены возможности получения детьми дополнительного и профессионального образования (нет средств на кружки, секции и т.д.).
Неумение найти дополнительный заработок (как родителями, так и детьми).
Трудности (или невозможность) оформления ребенка в детский сад.
Проблемы в оформлении и восстановлении документов на жилье.
Социально-медицинские проблемы.
Алкогольная или наркотическая зависимость родителей.
Инвалидность кого-то из членов семьи.
Хронические заболевания, требующие стационарного, санаторно-курортного лечения.
Некачественное питание, несоблюдение режима дня.
Социально-психологические проблемы.
Нарушение детско-родительских отношений.
Конфликтность между членами семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье.
Нарушение психического развития ребенка (проблемы с речью, памятью).
Нарушения в поведении ребенка (воровство, ложь, упрямство, непослушание, бранные слова и т.д.).
Психологические проблемы родителей (тревожность, доминантный стиль поведения).
Социально-педагогические проблемы.
Отсутствие должного контроля за ребенком со стороны родителей, безнадзорность.
Отсутствие единых требований у родителей, непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания.
Деструктивные методы воспитания, использование антипедагогических мер воздействия на ребенка, применение физического наказания.
Нарушение прав и интересов детей в семье.
Неорганизованный отдых и досуг семьи.
Отсутствие у ребенка уголка для учебных занятий и игр.
Незнание родителями психологических особенностей своего ребенка