Требования к содержанию и качеству конкурсных материалов
Института филологии и межкультурной коммуникации
Казанского (Приволжского) федерального университета
I Всероссийский конкурс учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных факультетов музыкальных и педагогических училищ, колледжей, вузов и молодых педагогов (с международным участием) (Казань, Высшая школа искусств им. Сайдашева Казанского Федерального университета, май 2014г.) |
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
Цели конкурса
- развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся и студентов - будущих пианистов и учителей музыки, раскрытие художественно-творческих и артистических способностей, выявление ярких имен в среде молодых музыкантов;
- мотивирование учащихся и студентов к осуществлению публичной концертной деятельности и творческому осмыслению своего каждодневного труда,
- приобщение к новым интерактивным дистанционным возможностям исполнительской деятельности ;
- установление и укрепление творческих связей между детскими музыкальными школами (школами искусств и студиями) музыкальными и педагогическими ссузами и вузами, творческое сотрудничество, выявление инновационных педагогических технологий музыкального обучения и анализ особенностей исполнительской подготовки различных образовательных уровней системы школа – ссуз - вуз.
Общие положения
I Всероссийский Конкурс (с международным участием) проводится среди учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных факультетов музыкальных и педагогических училищ, колледжей, вузов и молодых педагоговпо 2 номинациям:
- Фортепиано;
- Ансамбль и аккомпанемент (фортепианный, камерный ансамбль, участие в качестве концертмейстера).
Приглашаются к участию конкурсанты в 4 возрастных группах:
1. учащиеся средних и старших классов музыкальных школ, школ искусств и студий[1];
2. учащиесямузыкальных факультетов педагогических училищ и колледжей и нефортепианных отделений музыкальных колледжей и училищ;
3. студенты музыкальных и педагогических ВУЗов[2], окончившие средние специальные учебные заведения (музыкальное училище, музыкально-педагогическое училище, колледж искусств);
4. молодые педагогимузыкальных школ, музыкальных и педагогических колледжей и вузов (окончившие ВУЗ не более 5 лет назад).
В качестве преподавателей-руководителей могут выступить преподаватели фортепиано ДМШ, ДШИ и студий, педагогических и музыкальных училищ, колледжей и ВУЗов.
2.2 Конкурс проводится в два тура для каждой из номинаций: каждый конкурсант имеет право участвовать в одной возрастной группе.
I тур конкурса - отборочный – проводится заочно.
II тур конкурса - публичное выступление на сцене концертного зала Высшей школы искусств им. С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ (ул. Межлаука, 3/45). На II тур приглашаются участники, успешно прошедшие I тур и по решению жюри, допущенные к дальнейшему прослушиванию.
Порядок выступления на II туре устанавливается жеребьевкой и сохраняется до конца конкурса. Вся конкурсная программа в номинации «Фортепиано» исполняется наизусть. Конкурсная программа в номинации «Ансамбль, аккомпанемент» может исполняться по нотам. Конкурсанту предоставляется право повторения пьесы I тура на II туре.
4. Программа конкурса:
IВсероссийский Конкурс учащихся музыкальных школ и студентов музыкальных факультетов музыкальных и педагогических училищ, колледжей и вузовприурочен к 170-летию со дня рождения Э.Грига.Выбор фортепианного или ансамблевого произведения Э.Грига в качестве обязательного для всех номинаций определяется еще и тем, что практически каждый молодой пианист, независимо от уровня своей подготовки и способностей в годы своего обучения исполняет произведения великого норвежского композитора и может попробовать свои силы в конкурсном прослушивании.
Номинация – фортепиано:
I тур (заочный)
1. Фортепианное произведение Э. Грига в видеозаписи (жанр, форма и длительность произведения – не ограничиваются).
2. Аннотация-эссе к исполняемому произведению*.
*Студенты Высшей школы им. С. Сайдашева I тур исполняют на сцене концертного зала Высшей школы искусств им. С.Сайдашева и освобождаются от организационного взноса.
II тур(не более 12 минут)
1. Фортепианное произведения Э.Грига (жанр, форма произведения – не ограничиваются).
2. Фортепианное произведение на выбор (стиль,жанр, форма – не ограничиваются).
ВНИМАНИЕ! На втором туре должны быть представлены 2 разнохарактерных произведения (кантилена и виртуозная пьеса (или концертный этюд).
Если исполняется, например, «Кобольд» Э.Грига, то второе произведение должно быть кантиленным, например, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. 2-ой примерный вариант: Э. Григ «Песня Сольвейг» и Д.Б. Шостакович «Фантастический танец» №1.
Номинация – Ансамбль, аккомпанемент.
I тур (заочный)
1. 2 разнохарактерных пьесы для фортепианного ансамбля или 2 разнохарактерных романса или часть (1 или 2-3 части) камерной сонаты Грига для скрипки или виолончели Э. Грига.
2. Аннотация-эссе к исполняемому произведению*.
*Студенты Высшей школы им. С. Сайдашева I тур исполняют на сцене концертного зала Высшей школы искусств им. С.Сайдашева и освобождаются от организационного взноса.
II тур(не более 10 минут)
1. 1 пьеса или 1 романс или часть камерной сонаты Э. Грига.
2. 1 пьеса или 1 романс (ария) или часть камерной сонаты на выбор (стиль,жанр, форма – не ограничиваются).
ВНИМАНИЕ! На втором туре должны быть представлены 2 разнохарактерных произведения.
В качестве иллюстраторов могут участвовать преподаватели и артисты.
Требования к содержанию и качеству конкурсных материалов
5.1 Требования к качеству видеозаписи:
- видеозапись принимается в форматах - avi, flv, mpg, mp4, на любых цифровых носителях, а также присланные по электронной почте.
- все фортепианные произведения на I и II турах исполняются наизусть;
- во время исполнения программы на видеозаписи должны быть видны руки, инструмент и лицо исполнителя в одном кадре (крупный план);
- разрешается использовать внешний микрофон подключенный непосредственно к видеокамере (без предварительной или последующей обработки аудио и видео сигнала);
- видеосъемка должна производиться без выключения и остановки видеокамеры, с начала и до конца выступления участника. Запись производится одним файлом.
- последующая обработка видео и аудиозаписи (эквалайзер, реверберация, титры, фейдеры и т.п.) - НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! Во время записи используется "живая", естественная акустика зала, класса или комнаты.
- могут приниматься видеозаписи во время экзаменов, зачетов, публичных и концертных выступлений.
5.2 Требования к содержанию к аннотации-эссе:
- Работа должна отражать:
a) историю создания произведения, его стилевые, жанровые и формообразующие особенности;
b) собственное отношение конкурсанта к произведению, индивидуальную образную интерпретацию, этапы и трудности работы (собственный опыт, а не методико-исполнительский анализ).
- Критерии оценки эссе: содержательность в аспекте раскрытия обозначенной темы и отражения вопросов фортепианного искусства и исполнительства; оригинальность идей, проявление личного отношения к теме; образность языка, использование средств художественной выразительности речи; ясность изложения; грамотность, аккуратность в оформлении.
- Эссе представляется в текстовом редакторе Word на русском языке объёмом 1-2 страницы печатного текста. Заглавие работы и автор выделяются полужирным шрифтом и размещаются по центру. Формат А4; все поля - 2 см; ориентация – книжная; шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14; красная строка – 1,25 см; междустрочный интервал – 1,5; выравнивание текста – по ширине.