Технология подготовки проектно-исследовательских работ по математике

Работа с литературой

Работу с литературой следует начинать сразу же после выбора темы проектно-исследовательской работы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки университета, любых общедоступных библиотек, а также использовать Internet.

При изучении литературы не допускается использование неавторизованных материалов, которые нередко размещаются в сети Интернет.

Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра, как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.).

К источникам библиографической информации можно отнести;

- справочники, словари, энциклопедии;

- библиографические издания, списки;

- прикнижную и пристатейную библиографию;

- реферативные журналы, индексы. В реферативных журналах указываются не только библиографические сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, название, место, год издания и т.п.), но и дается краткая характеристика его содержания;

- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

- обзоры, отчеты.

Алгоритм работы с литературой сводится к следующему:

1. Подбор литературных источников по утвержденной и смежным темам.

2. Их изучение, конспектирование.

3. Использование в работе с обязательным указанием реквизитов исходного материала в виде ссылки.

Количество литературных источников, используемых в работе для проектно-исследовательских работ 1-го курса – минимум 20 источников.

Используемые литературные источники желательно включать, свежие (год издания – последние 5 лет) научные монографии, периодическую печать (журнальные статьи) и литературу на иностранном языке.

Проведение исследования

В общем виде этапы исследования можно представить в такой последовательности:

2. Формулирование проблемы, цели, гипотезы исследования, постановка задач.

3. Работа с теоретическими источниками.

2. Подбор методов и методик, соответствующих задачам исследования.

3. Анализ полученных теоретических и практических знаний.

5. Выводы.

Опорная схема «Основные этапы работы над проектом»

Тема
-расширение во времени; -расширение в пространстве; -сужение и конкретизация; -интеграция с различными учебными дисциплинами
-выбрана обучающимся; -предложена преподавателем;
Цель
звучит емко, лаконично и отражает тему проекта
Задачи
шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели
-определить -изыскать -научиться -сформулировать -развить -исследовать
Приемы исследовательской и умственной деятельности
-консультации -изучение различных источников; -работа с заготовками, документами; -подбор текстов; -персонификация; -составление каталогов; -выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт; -работа в сети Интернет; -посещение предприятий
анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство
Приемы – действия, направленные на решение конкретной задачи. Способы работы, выполняемые для достижения конкретных результатов.
Где искать информацию? Библиотеки, предприятия Интернет, специалисты, преподаватели.
Форма проекта Творческий подход: найдите новую форму представления материала, что позволит вам проявить свое творчество (макеты, буклеты, фото отчеты, рекламные акции, презентации, дневники дел, рекомендации, мастер-классы, материалы, оформленные посредством ИКТ и т.д. и т.п.)
Возможно сегодня вы услышите примеры творческих форм – не забудьте их вписать: - - - - - - - - - - -
Защита проекта
Оцениваются: -композиция проекта, полнота результатов, аргументированность; -эрудиция автора, межпредметные связи; -культура речи, манера поведения, использование наглядных средств; -ответы на вопросы: полнота, убедительность, доброжелательность; точность расчетов
Время защиты – 5-7 мин.  


Наши рекомендации