Технология подготовки проектно-исследовательских работ по математике
Работа с литературой
Работу с литературой следует начинать сразу же после выбора темы проектно-исследовательской работы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки университета, любых общедоступных библиотек, а также использовать Internet.
При изучении литературы не допускается использование неавторизованных материалов, которые нередко размещаются в сети Интернет.
Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра, как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.).
К источникам библиографической информации можно отнести;
- справочники, словари, энциклопедии;
- библиографические издания, списки;
- прикнижную и пристатейную библиографию;
- реферативные журналы, индексы. В реферативных журналах указываются не только библиографические сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, название, место, год издания и т.п.), но и дается краткая характеристика его содержания;
- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;
- обзоры, отчеты.
Алгоритм работы с литературой сводится к следующему:
1. Подбор литературных источников по утвержденной и смежным темам.
2. Их изучение, конспектирование.
3. Использование в работе с обязательным указанием реквизитов исходного материала в виде ссылки.
Количество литературных источников, используемых в работе для проектно-исследовательских работ 1-го курса – минимум 20 источников.
Используемые литературные источники желательно включать, свежие (год издания – последние 5 лет) научные монографии, периодическую печать (журнальные статьи) и литературу на иностранном языке.
Проведение исследования
В общем виде этапы исследования можно представить в такой последовательности:
2. Формулирование проблемы, цели, гипотезы исследования, постановка задач.
3. Работа с теоретическими источниками.
2. Подбор методов и методик, соответствующих задачам исследования.
3. Анализ полученных теоретических и практических знаний.
5. Выводы.
Опорная схема «Основные этапы работы над проектом»
Тема |
-расширение во времени; -расширение в пространстве; -сужение и конкретизация; -интеграция с различными учебными дисциплинами |
-выбрана обучающимся; -предложена преподавателем; |
Цель |
звучит емко, лаконично и отражает тему проекта |
Задачи |
шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели |
-определить -изыскать -научиться -сформулировать -развить -исследовать |
Приемы исследовательской и умственной деятельности |
-консультации -изучение различных источников; -работа с заготовками, документами; -подбор текстов; -персонификация; -составление каталогов; -выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт; -работа в сети Интернет; -посещение предприятий |
анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство |
Приемы – действия, направленные на решение конкретной задачи. Способы работы, выполняемые для достижения конкретных результатов. |
Где искать информацию? Библиотеки, предприятия Интернет, специалисты, преподаватели. |
Форма проекта Творческий подход: найдите новую форму представления материала, что позволит вам проявить свое творчество (макеты, буклеты, фото отчеты, рекламные акции, презентации, дневники дел, рекомендации, мастер-классы, материалы, оформленные посредством ИКТ и т.д. и т.п.) |
Возможно сегодня вы услышите примеры творческих форм – не забудьте их вписать: - - - - - - - - - - - |
Защита проекта |
Оцениваются: -композиция проекта, полнота результатов, аргументированность; -эрудиция автора, межпредметные связи; -культура речи, манера поведения, использование наглядных средств; -ответы на вопросы: полнота, убедительность, доброжелательность; точность расчетов |
Время защиты – 5-7 мин. |