Ед. процесс. Его сущность, структура, компоненты и этапы.
Пед.проц. – спец-но организ-е взаимод-е педагогов и восп-ков, направл-е на реш-е образ-х, развив-х и восп-х задач в усл-х образ-го учреждения. Пед. процесс принято рассм-ть как развив-щуюся динамич-ю педагогическую с-му, кот-я опир-ся на теорию возрастного разв-я л-ти, мастерство уч-ля и предст. собой совок-сть классно-урочных занятий, внеур. восп-й работы с уч-мися, самост-й учеб. работы шк-ков. Др. словами, пед. процесс – это учебно-восп-й процесс, осущ-мый в стенах учеб. завед-я.
Гл. хар-кой пед. процесса явл. его целостность (т.е. единство целей – образовательных, развивающих и воспитательных). Целостный пед. процесс предполаг. такую орг-ю жизнедеят-сти восп-ков, кот-я отвечала бы их жизненным интересам и потреб-м и оказывала бы сбалансир-е возд-е на все сферы л-ти шк-ка – сознание, ч-ва и волю. Целостному пед-му процессу присуще внутреннее ед-во составляющих его компонентов, их гармоническое взаимод-е. Отсюда стр-ру пед. процесса можно представить след-м образом:
ПЕД. ПРОЦЕСС
Процесс обучения Процесс воспитания
Процесс развития
Самовоспитание Самообразование
Перевоспитание
Важнейшей методологической хар-кой пед. процесса явл. его сист-сть. Пед. процесс как целостная пед. система объединяет след-е взаимосвяз-е самост-е процессы: сплочение ученического кол-ва и разв-е его восп-ных ф-ций; обуч-е уч-хся; организация внеучеб. деят.сти шк-ков (трудовой, худ-ной, спортивно-оздоровительной, социально-значимой и т.д.); работа с родительским кол-вом.
Пед. процесс – коммуникативное, организационно-деятельностное и информац-е взаимод-е уч-ля и уч-хся. Пед. с-ма предст. собой организованную совок-сть целей, содерж-я, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Учебно-восп-й процесс вкл-т след-е компоненты: цель Þ пр-пы Þ сод-е Þ методы Þ ср-ва Þ ф-мы Þ рез-т.
Цельотражает конечный рез-т пед-го взаимод-я, к кот. стремятся уч-ль и уч-к. Пр-пы предназначены для опред-я осн-х напр-й достижения цели. Сод-е – это часть научного, соц-ного, культ-го и др. опыта поколений, кот-я перед-ся уч-мся уч-лем для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это способы действия уч-ля и уч-хся, с пом. кот-х передается и принимается сод-е. Ср-ва выст-ют как материализованная предметная база, исп-щаяся в единстве с методами для работы над сод-ем. Ф-мы организации пед. процесса придают ему логич. завершенность.
Основной клеткой пед. процесса является пед. ситуация, кот. предст. собой активное взаимод-е и ед-во всех осн-х компонентов процесса. Пед. ситуация возникает в рез-те целенапр-го, содержат-го, заинтересованного взаимод-я уч-ля и уч-хся и может быть разной по сод-ю: обучающей, игровой, нравственной и т.д. Она приводит к предусмотренным воспит-ным изменениям в л-ти реб-ка: формир-ю мировоззрения, ценностных ориентаций и т.д. Пед. ситуация, соотнесенная с целью деят-сти и условиями ее осущ-ния, и есть пед. задача. В рамках пед. ситуаций разрешаются основные педагогические противор-я, кот. возникают в виде образующегося несоответствия м/у устаревающими пед. представлениями, концепциями, практической орг-цией формирования л-ти и новыми разв-щимися, усложн-мися требованиями жизни к растущему ч-ку.
Все противор-я делятся на: 1) соц-но-пед-ские противор-я м/у пед. и экон., полит., духовно-нравств-ми, бытов. и культ-ми процессами; 2) собственно пед-ские, внутренние противор-я, отраж-е диалектику самого пед. процесса.
Пед. проц. им. циклический хар-р. В развитии пед. проц. выдел-ют след. этапы: подгот-й, основной, заключ-й.
На подгот-номэт. созд.ся соответ-е усл-я для оптим-го протекания процесса; решаются след. задачи: целеполаг-е, диагностика условий, прогнозир-е достижений, проектир-е и планир-е разв-я процесса. Сущ-сть целеполаг-я сос. в обосновании и постановке цели пед. процесса, трансформации ее в конкрет. задачи, связ-е с конкрет. условиями: школой, классом, уроком и т.д. Правильно опред-ть цели и задачи невозможно без пед. диагностики, исследоват-ской процедуры, напр-ной на выяснение усл-й, в кот-х будет протекать пед. проц. Ее гл. цель – получить четкое предст-ие о причинах, содействующих или препятст-х достиж-ю намеч-х рез-тов. В проц. диагностики собир-ся необх. информ. о реал-х возм-стях педагогов и уч-ков, уровне подготовки шк-ов, условиях протекания учебно-восп-го проц. и др. За диагностикой следует прогнозир-е хода и рез-тов пед. проц. Сущность прогнозир-я: до начала проц. оценить его возможную результативность в имеющихся конкрет-х усл-х. Завершается подгот-й этап проектом организации процесса, кот-й после доработки превращ-ся в различ. планы: руков-ва учебно-восп-м процессом школы, восп-ной работы в конкр-х классах, работы с родит-ми уч-хся и т.д.
Осн-й эт. вкл. в себя важные взаимосвяз-е эл-ты: постановка целей и разъяснение задач предстоящей деят-сти уч-мся; взаимод-е педагогов и уч-ков; использ-е запланир-х ф-м, методов и ср-в пед. процесса; создание благоприятных усл-й; стимулир-е деят-сти шк-ов; оперативный пед. контроль. Важную роль на этом этапе играют обратные связи в ходе взаимод-я уч-ля и уч-хся.
Для закл-го эт. хар-рен анализ достигнутых рез-тов с целью выявления причин неполного соответствия хода и рез-тов проц. Первонач-му замыслу, а также выдел-е и упрочение положит-х хар-к осущ-ния пед. проц.